Новости

ОАК заработает на пошлинах. В обмен на российские самолеты авиакомпаниям позволят беспошлинно ввозить западные

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подготовила предложения о механизме беспошлинного ввоза в Россию иностранных самолетов. В обмен на операционный лизинг этой техники у дочерних компаний ОАК российские авиакомпании будут обязаны заключить с корпорацией контракты на поставку российских самолетов "аналогичного класса". Участники рынка и эксперты сомневаются в жизнеспособности схемы и отмечают большие финансовые риски для самой ОАК.

Как рассказал "Ъ" источник в Минпромторге, в конце декабря замдиректора департамента авиационной промышленности министерства Валерий Воскобойников получил от президента ОАК Алексея Федорова письмо с описанием двух вариантов механизма беспошлинного ввоза в Россию импортных самолетов. Варианты отличаются незначительно, добавил собеседник "Ъ". Кроме того, по его словам, ОАК сформировала перечень комплектующих, пошлины на которые будут обнулены. "В конце прошлого года перечень был направлен в Федеральную таможенную службу (ФТС) и Минэкономразвития, но последнее потребовало более детального обоснования предложений. Сейчас готовится совещание по этим вопросам у премьера",-- утверждает источник.

"Ъ" удалось ознакомиться с письмом Алексея Федорова. Предложенная ОАК схема предполагает, что иностранные самолеты будет в режиме временного ввоза импортировать дочерняя лизинговая компания ОАК с последующей передачей в операционный лизинг российским авиакомпаниям. Те, в свою очередь, должны будут заключить контракты с ОАК на
поставку в финансовый лизинг российских самолетов "аналогичного класса". К сроку поставки отечественных судов ОАК обязуется вывезти иностранные самолеты за пределы РФ. Оба варианта предполагают беспошлинный ввоз самолетов дочерней компанией ОАК, но в первом предложено полностью освободить компанию от 20% пошлины и 18% НДС, а во втором -- субсидировать платежи из госбюджета. В письме отмечается, что второй вариант с финансовой точки зрения менее привлекателен для авиакомпаний, а также предполагает риск неполучения субсидий.

Источник "Ъ" в Минтрансе отмечает, что авиакомпании пока с осторожностью смотрят на эту инициативу, не доверяя возможностям ОАК по поставке новой техники. Поставка первых SSJ-100 стартовому покупателю "Аэрофлоту" уже задерживается как минимум на полгода. А компания "Трансаэро", подписавшая контракт на десять Ту-214 (дочерняя ОАК Финансовая лизинговая компания обещала поставить их до конца 2007 года), пока получила только два. Возможность беспошлинного ввоза западной авиатехники в обмен на обязательства по закупке российской существовала с 1998 года, но кроме "Аэрофлота" ей не воспользовался ни один перевозчик, да и тот так и не приобрел шесть Ил-96-300,
заказанных в рамках инвестсоглашения с Минэкономразвития.

Гендиректор "Ютэйр" Андрей Мартиросов полагает, что предложенная ОАК схема вряд ли будет одобрена правительством, поскольку противоречит главной задаче ОАК -- продвижению на рынок российских машин. Кроме того, господин Мартиросов считает неправильным отягощать процедуру лизинга новым посредником в виде ОАК и возлагать на государство поиск
финансирования сделок, когда это могут делать сами авиаперевозчики.

Елена Ъ-Киселева, Алексей Ъ-Екимовский

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное