Председатель совета директоров "Моссельпрома" Сергей Лисовский о законе для розничной торговли
Специальный закон, который регулировал бы взаимоотношения магазинов и поставщиков, министерства не могут согласовать с 2006 года. Минсельхоз настаивает, чтобы в законопроект внесли ограничения для розничных сетей по торговой наценке, доле на рынке, отсрочке платежей, времени работы и т. д. А Минпромторг опасается, что это сделает бизнес ритейлеров нерентабельным. О судьбе закона и требованиях производителей в интервью "Ъ" рассказал председатель
совета директоров агрохолдинга "Моссельпром", член Совета федерации СЕРГЕЙ ЛИСОВСКИЙ.
-- Хотя закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" не попал в "План законопроектной деятельности правительства РФ на 2009 год", первый вице-премьер Виктор Зубков в конце января пообещал, что он будет принят. Какая у вас информация?
-- У нас вообще странно с этим законом. Зубков еще в июле прошлого года дал поручение внести его в правительство до 1 декабря. Путин (премьер-министр Владимир Путин.-- "Ъ") в конце сентября заявил, что закон должен быть, потом Медведев (президент РФ Дмитрий Медведев.-- "Ъ") сказал очень жестко. Но Виктор Христенко (министр промышленности и торговли.-- "Ъ") у нас, видимо, живет своей жизнью, не торопится. В конце января мы встречались с ним в Совете федерации, он выступал по судостроению, но мы не удержались, задали ему вопрос по закону о торговле, и он нам объяснил, что настолько сложная эта тема, что, скорее всего, до конца года закона не будет. Мне кажется, он рассчитывает на две вещи, как Ходжа Насреддин, либо ишак сдохнет, либо падишах.
-- А чем он аргументировал?
-- Тем, что этот закон может разрушить такую важнейшую отрасль экономики, как торговля. Сказал, что у нас торговля -- второй по величине поставщик в ВВП. Тут мы с ним поспорили, потому что тогда можно и банки считать тем, кто формирует ВВП, потому что все деньги через них идут. Он использует лукавую технологию подсчета. Что такое торговля? Торговля продает то, что выпустил производитель. Торговля просто доносит это до потребителя и вносит свою небольшую часть
добавленной стоимости. Получается, что сохранить торговлю важнее, чем производителя. Правда, непонятно, чем они будут торговать при таком курсе рубля. Импорт будет сокращаться, а собственное производство просто исчезать! Поймите, мы выступаем за конструктивный диалог с сетями, за равноправные отношения. Ответственность должна быть солидарной, а сети встали в жесткую оборону.
-- Каков, по-вашему, вклад сетей и производителей в ВВП?
-- Во всей мировой статистике доля торговли в ВПП 5-7%, не больше. Вклад в ВВП нужно считать по той добавленной стоимости, которую они дают, а не по количеству денег в обороте.
-- Добавленная стоимость-то по крайней мере считается правильно?
-- У нас вообще статистика необъективна -- она позволяет сетям скрывать реальные доходы. Есть отпускная цена, которую указывает производитель, и эта цена идет в статистический учет. При этом сети требуют дополнительные скидки, но скидками их не называют. У них это услуги за рекламу, бонус за реализацию, штрафы разные... Всего мы насчитали до 25 таких статей. Получается примерно 18-25% от отпускной цены. И эти скидки сети не учитывают в прибыли, то есть, я считаю, уходят от налогов и искажают статистические данные.
Допустим, средняя отпускная цена птицы в том году была в сентябре 60 руб. за 1 кг. Производитель должен был заплатить за доставку -- это для него минус 5% и более отпускной цены. Вот "Перекресток" недавно сказал: дескать, мы построили новый распределительный центр и логистический бонус теперь 10%. Производители говорят: извините, из нашей практики перевозки -- это 3-5% стоимости товара. А сеть говорит: а у нас очень дорогой центр, его надо окупать. Дальше.
Оплатить рекламу в сети -- это еще минус 3-5%. Заплатить дополнительный бонус, если сеть продаст больший объем, такая
договоренность есть в контракте. А сеть всегда такой объем в договоре указывает, который -- заранее знает -- превзойдет. Потом сеть говорит: вы должны нанять грузчиков, которые будут ваш товар раскладывать. И они называют грузчиков мерчандайзерами, хотя это совсем другое. И вы должны участвовать в наших рекламных акциях, вы же заинтересованы, чтобы к нам приходили. Эти акции раскручивают только бренд ритейлера, а производитель не получает никакого дохода.
-- Перечислите сразу все претензии.
-- Самое главное, за что бьются производители,-- сокращение отсрочки платежа. Формально она длится 30 дней, но фактически достигает двух-трех месяцев. Опять же сельхозпроизводителям государство субсидирует оборотные кредиты, получается, что ими пользуется сеть. Допустим, производитель взял деньги на покупку кормов, вырастил птицу, отдал ее в магазин. Срок реализации охлажденной птицы -- семь дней. Через неделю деньги уже у торговой сети. Но они их держат
два-три месяца. Это увеличивает себестоимость товара! Получается, ему теперь нужно взять новый кредит, чтобы заменить деньги, замороженные в сети.
-- Вы знакомы с бизнесом торговых сетей?
-- На самом деле я был первым, кто из российских бизнесменов начал работать с Auchan. Это был 1997 год, мы строили торговый центр "Атриум" на Курском вокзале в Москве вместе с Мишей Рудяком (основатель "Ингеокома", скончался в мае 2007 года.-- "Ъ"). Я тогда поставлял французские фильмы и попросил у партнеров посоветовать мне крупного ритейлера, они свели меня с Auchan. Потом случился кризис 1998 года, я ушел из проекта, и Миша начал всем заниматься без меня.
Так вот, Auchan должен был делать нам гипермаркет площадью 25 тыс. кв. м на двух этажах, на 32 кассы, полгода мы работали вместе. Я помню, как французы заставляли нас замерять чуть ли не до миллиметра, как будет товар двигаться от полок до кассы. Мучили с дебаркадерами, объясняли, как должны машины подъезжать, и тому подобное. Вот это
серьезный бизнес. Не то, что у нас: купили какой-то овощной магазин, который в 68-м году построен, сделали евроремонт, поставили кассы и считают, что у них супермаркет.
Тогда мне Auchan говорил: при такой технологии реализации товара ваши сети не смогут с нами конкурировать. Например, "Седьмой континент" арендует очень дорогие помещения, но такую стоимость аренды никогда не окупит торговля продуктами. В Европе торговая наценка на продовольствие -- от 8 до 12%.
-- Объективно у разных форматов магазинов разное ценообразование. Например, магазин "у дома" платит дороже за аренду и рабочую силу в пересчете на 1 кв. м площади, поэтому и наценки у него выше, чем у гипермаркета. Французы наверняка говорили про премиальные магазины. Как можно уравнять наценки для всех?
-- Конечно, у магазинов есть различия, но их можно учесть в законе, создав, например, три категории -- универсам, супермаркет и гипермаркет либо привязав торговую наценку к площади магазина. Но самое главное -- сети не умеют работать эффективно. Если производитель вынужден экономить, то сети всю свою неэффективность покрывают за счет поборов с поставщиков. Почему западные сети живут на 8-12% и прекрасно себя чувствуют? Ну максимум наценка может быть 15%. Все остальное от лукавого и неумения работать.
-- Основное требования Минсельхоза заключается в регулировании торговых наценок только на "социально значимые товары". Это продукция, которая облагается льготным НДС в 10% или что-то еще?
-- Я объясню. Минсельхоз так реально не считает. Его просто уже настолько добили, что он пытается хоть что-то сделать. Более того, у министерства отняли все полномочия. Вы посмотрите, оно у нас не имеет никаких полномочий для регулирования рынка -- ни в ценообразовании, ни на таможне, ни в торговле. Все инструменты для регулирования у
Минэкономразвития и у Министерства промышленности и торговли. За Минсельхозом записано только согласование. Но мы знаем, если принять закон "О торговле" и обозначить там только социально значимые продукты, то мы дадим лазейку сетям и закроем эту тему навсегда. Что мы рассказываем друг другу? Список социально значимых товаров подготовят Вася Тютькин и Петя Жучкин, которым дадут денег или не дадут, просто по недоразумению, и этот список будет такой, какой
нужен сетям. Есть экономическая и социальная категория "продовольствие". Ничего страшного не будет ни для сетей, ни для
людей, если мы деликатесную группу не будем выделять. С 1 кг мяса птицы десятипроцентная наценка будет 10 руб., с колбасы за 300 руб. за 1 кг она составит 30 руб. Сети и с такой наценкой хорошо заработают.
-- Но ведь считается, что именно тогда ритейлеры будут заинтересованы в высокомаржинальных продуктах?
-- Есть разные социальные группы, которые будут покупать разные продукты в любом случае. Поэтому надо сохранить всю линейку торговых компаний, чтобы они сохранили всю линейку товаров. И поэтому мы хотим запретить сетям работать по субботам после 16.00 и в воскресенье полностью, чтобы оставить это время для малого и среднего бизнеса. Это общемировая практика.
-- Если судить по вашим словам, ритейл должен быть сверхприбыльным бизнесом. Но сплошь и рядом сети магазинов банкротятся, а оставшиеся сокращают инвестпрограммы...
-- Можно судить по внешним признакам -- я что-то не видел сельхозпроизводителей, разъезжающих на Maybach, имеющих собственные самолеты, а все владельцы крупных торговых сетей прекрасно этим пользуются. И когда они говорят о своей тяжелой жизни, я отвечаю: знаете, ни у одного сельхозпроизводителя нет денег, чтобы слетать в космос. Хотя все мы знаем, что один владелец торговых сетей реально хотел оплатить свой полет. Более того, когда я доказывал в прошлом
году, что все птицеводство работает в убыток, никто не верил.
-- Понимаете, у нас же с вами бизнес-интервью, а цель любого бизнеса -- извлечение прибыли. Зачем заниматься бизнесом, который не приносит прибыли?
-- Сельское хозяйство в российском понимании не бизнес. Это бизнес, если его рассматривать пяти-десятилетними периодами. В городах живет население, а на селе живет народ. У американцев все фермеры убыточные, нет просто ни одного американского фермера, который бы работал с прибылью. Это начиная уже где-то с 40-х годов. Вместе с
этим американское правительство воспринимает как трагедию, если у него уменьшается количество фермеров. Оно их дотирует. У них 85% аграрной продукции производят 5% аграрных холдингов. Они прекрасно понимают, уйдут фермеры -- никакой Америки не будет. В России существовали дотации на каждый килограмм потребления корма -- 5 руб.
на птицу и 10 руб. на свинину, но продержалось это всего полгода.
Интервью взяла Юлия Ъ-Ярош




SIA.RU: Главное