Консалтинговая компания Roland Berger Strategy Consultants совместно с инвестбанком Rothschild подготовила исследование на тему того, как мировая автокомпонентная отрасль переживает кризис. Как сказано в документе, отрасль переживает "худший кризис за всю свою историю". Рентабельность производства достигла исторического минимума -- по
итогам 2008 года она составит в среднем не более 3%. На некоторых рынках, например в Северной Америке и Канаде, EBIT margin сегодня близка к нулевой (0,5%). В 2009 году ситуация только ухудшится: средняя рентабельность снизится до 1%, прогнозируют в Roland Berger и Rothschild.
В результате в отрасли уже началась череда банкротств, отмечают авторы исследования. Например, в Германии обанкротилось 20 производителей всего за три месяца (с ноября по январь), а еще около 300 поставщиков Северной Америке, Европе и Японии будут "бороться за выживание". По мнению авторов исследования, крупная череда банкротств
может начаться во второй половине 2009 года. Причина в том, что падение продаж автомобилей по всему миру оказывает на
автокомпонентную отрасль "двойное" давление, то есть при падении сбыта машин на 10-20% выручка поставщиков компонентов обваливается сразу на 20-40%. На это накладывается, в частности, обвал кредитного рынка, высокие цены на сырье и требования автоконцернов снизить цену на компоненты. Последнее в Roland Berger и Rothschild объясняют тем,
что в кризис спрос сместился к более дешевым и компактным автомобилям: если общие продажи машин по итогам 2008 года упали на 3%, то сегмент доступных компактных машин вырос на 6%. Сильнее всего упали продажи дорогих премиум-автомобилей (на 19%) и внедорожников (11%).
Выход из сложившейся ситуации Roland Berger и Rothschild видят в поддержании уровня ликвидности за счет сокращений персонала, издержек и инвестиций, реструктуризации кредитов, а также сделках по слияниям-поглощениям. При этом самой действенной мерой по повышению эффективности "в краткосрочной перспективе" эксперты считают сокращение персонала или заключение коллективных договоров с профсоюзами на выгодных для производителя условиях.
Российский авторынок в отличие от мирового по итогам 2008 года показал рост продаж на 26% (впрочем, с осени каждый месяц продажи на нем падают). Кроме того, вопреки общемировой тенденции, в России спрос на бюджетные автомобили падает быстрее, чем на премиальные -- ряд дорогих брендов в кризис демонстрирует даже прирост продаж, например Mercedes-Benz (в январе плюс 2%) или Lexus (плюс 24%). Наконец, российская автокомпонентная отрасль в целом "всерьез
отличается от европейской или американской", говорит Иван Бончев из Ernst & Young. В России нет системных поставщиков первого уровня.
Но проблемы и способы их решения, перечисленные в исследовании Roland Berger и Rothschild, актуальны и для российской компонентной отрасли, поскольку "сегодня они актуальны для любой отрасли промышленности в мире", говорит Иван Бончев.
Дмитрий Ъ-Беликов




SIA.RU: Главное