Доходная часть бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 год запланирована на уровне 3,2 трлн руб., при том что доходы бюджета России в скорректированной версии планируются на уровне 6,2 трлн руб. В июле прошлого года в фонде, через который проходит около 6% ВВП страны, сменилось руководство. За восемь месяцев, прошедших с этого времени, рухнули фондовый рынок и цены на нефть, бюджет страны стал дефицитным. О том, сможет ли в этих условиях выполнять свои
обязательства ПФР, средства которого более чем наполовину составляют поступления из госбюджета, а также о том, что получат пенсионеры и потеряет ПФР от индексации пенсий на 8% при инфляции в 14%, в интервью "Ъ" рассказал председатель правления Пенсионного фонда РФ АНТОН ДРОЗДОВ.
-- В последнее время все чаще стали говорить о том, что в России пора проводить новую пенсионную реформу. Разделяете ли вы это мнение?
-- Так говорят, но это не новая пенсионная реформа. Реформа состоялась еще в 2002 году. Сейчас встает вопрос о корректировке, совершенствовании пенсионной системы с учетом опыта прошедших лет. Существующая пенсионная система достаточно сложная. Сейчас трудовая пенсия в стране формируется из трех частей -- базовой, страховой и накопительной. И все они живут своей жизнью, по-разному исчисляются и индексируются. Базовая часть устанавливается в виде фиксированной суммы. Ее индексация осуществляется по своим правилам и зависит главным образом от уровня инфляции. Источником финансирования базовой части является единый социальный налог, ЕСН. Страховая часть финансируется из страховых взносов, которые являются вычетом из ЕСН и составляют 14%, но она индексируется исходя из уровня инфляции и
роста средней заработной платы в стране. При этом страховая часть -- персонифицирована, т. е. у всех будущих пенсионеров разная, в зависимости от трудового стажа и заработка. И, наконец, есть накопительная часть -- 6% от фонда заработной платы. Эти отчисления не только персонифицированы, но и, в отличие от первых двух, не направляются сразу же при поступлении на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а обособляются на отдельных счетах и инвестируются на
фондовом рынке. Очевидно, что в такой системе сложно разобраться и работодателю, делающему взносы за своих сотрудников, и уж тем более рядовому гражданину. Не говоря уже о том, чтобы самостоятельно рассчитать размер своей будущей пенсии. Ясно, что некоторое упрощение пенсионной системе необходимо.
-- Помимо того, что существующая система непонятна, многие эксперты считают ее несправедливой. В частности, некоторые категории работодателей имеют льготы по уплате ЕСН, в то время как пенсии выплачиваются по единым нормативам.
-- Да, предстоящие изменения обусловлены в том числе и необходимостью устранить такие перекосы, обеспечить сбалансированность пенсионной системы. В противном случае разрыв в доходах и расходах пенсионной системы будет постоянно возрастать не в пользу доходов.
-- Каким образом будет упрощена эта система?
-- Предлагается, что базовая и страховая части пенсии объединятся и будут финансироваться из одного источника -- страховых взносов работодателя, которые заменят нынешний ЕСН. Сегодня ЕСН взимается по регрессивной шкале: в части доходов, поступающих в ПФР, она составляет 20% при зарплате до 280 тыс. руб. в год, 7,9% -- с зарплаты от 280 до 600 тыс. руб. в год, а свыше 600 тыс. руб.-- всего 2%. Вместо такой схемы предлагается ввести фиксированный страховой
взнос в Пенсионный фонд в размере 26% при годовой зарплате работника до 415 тыс. руб. При этом страховая часть будет индексироваться одинаково для всех, исходя из роста зарплаты и инфляции. Накопительная часть, как и сегодня, будет независима от солидарной системы и останется на уровне 6%. В результате все будет предельно ясно: есть фонд заработной платы и есть страховой тариф, способный обеспечить уровень пенсии, который правительством определен как
приемлемый.
-- Исходя из чего был установлен тариф 26%?
-- Исходя из результатов актуарных расчетов до 2060 года. Они показали, что при уровне страхового тарифа в 26% пенсионная система будет сбалансирована и при этом удастся существенно увеличить уровень пенсионного обеспечения россиян. Так, трудовая пенсия к 2011 году будет доведена до двух прожиточных минимумов пенсионера, к 2016 году -- до двух с половиной, к 2020 году -- до трех прожиточных минимумов пенсионера. Это будет большим прорывом. Ведь пока средняя трудовая
пенсия в стране -- чуть выше прожиточного минимума пенсионера, а вот социальная пенсия -- пока ниже.
-- Тем не менее представители бизнеса сочли и эти предложения неподъемными, так как помимо отчисляемых в ПФР 26% от фонда оплаты труда им предстоит отчислять еще 8% в Фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования. То есть общий объем отчислений доходит до 34%.
-- Вечный парадокс пенсионной системы: работодатели жалуются, что пенсионный тариф высокий, а пенсионеры -- что пенсии маленькие. Предлагаемые нововведения основаны на опыте западных стран, где все вопросы пенсионной системы обсуждаются открыто и все строится на компромиссах между бизнесом, властью и профсоюзами. Кстати, изначально у нас обсуждался уровень страхового пенсионного тарифа в 28%, однако расчеты показали, что такой тариф действительно будет
обременительным для бизнеса. Если работодатели считают, что предлагаемый тариф в 26% слишком обременительный, это значит, что либо государство должно понизить целевые уровни пенсионного обеспечения, либо нужно дотировать пенсионную систему из федерального бюджета. Также есть предложение по закреплению за Пенсионным фондом
определенного налогового источника, к примеру, части НДС. В этом случае общая налоговая нагрузка на бизнес не увеличится. Лично я считаю, что новая система будет выгодна всем. Становится понятно, сколько стоит труд, потому что пенсия -- это, по сути, отложенная часть заработной платы. То есть мы увидим наконец экономический смысл отчислений работодателя в пенсионную систему.
-- Из-за кризиса отсрочек нововведений не будет?
-- Проекты соответствующих законов подготовлены. Минздравсоцразвития, насколько я знаю, собирается в ближайшее время внести их на рассмотрение в правительство. Сейчас речь может идти лишь о некой корректировке, связанной с изменением экономической ситуации в стране. Как известно, Минэкономразвития скорректировало макроэкономические показатели на этот год, и сейчас необходимо еще раз уточнить расчеты к этим законопроектам как раз с целью определения тех уровней пенсионного обеспечения, которые получаются при страховом тарифе 26%.
-- А помогут ли они сократить стремительно увеличивающийся дефицит бюджета Пенсионного фонда?
-- Конечно, достижение сбалансированности пенсионной системы будет способствовать этому. В нынешних условиях о сбалансированности говорить не приходится.
-- И необходимость дотирования из федерального бюджета отпадет?
-- Полностью, конечно, нет. Дотироваться, в частности, будут досрочные пенсии, которые выплачиваются работникам, занятым на вредном производстве. Пока не принят закон, определяющий размер страховых отчислений работодателей за эту категорию работников.
-- Кризис никак не повлияет на выполнение заявленных повышений пенсий?
-- Все, что было намечено в социальной сфере, мы выполним. Это касается не только пенсий, но и пособий. Уже в этом году, а точнее в апреле, Пенсионный фонд начинает досрочную выплату материнского капитала семьям, имеющим кредиты на улучшение жилищных условий. Однако стоит признать, что кризис все же будет влиять на работу Пенсионного фонда. Фонд заработной платы в стране будет сокращаться, соответственно, снизятся поступления от ЕСН и страховых взносов.
-- Как сильно упали страховые поступления в ПФР?
-- По сравнению с первыми месяцами прошлого года падения страховых взносов в абсолютных цифрах практически нет. Другое дело, что планы по сбору страховых средств, принятые в прошлом году, были ориентированы на другую экономическую ситуацию, учитывали другие темпы роста фонда заработной платы и другие уровни инфляции. В январе было зафиксировано снижение сборов -- на 7% ниже плановых. В феврале ситуация немного исправилась, но мы трезво оцениваем ситуацию. Мы
ожидаем снижения сборов страховых взносов по итогам года на 15%.
-- Одной из основных идей пенсионной реформы является стимулирование граждан к самостоятельному накоплению на будущую пенсию через негосударственные пенсионные фонды и частные управляющие компании. Тем не менее по-прежнему пенсионные накопления более 90% сограждан находятся в управлении государственной управляющей компании --
ВЭБе...
--Этому есть объяснение. Люди еще не чувствуют свою причастность к пенсионным деньгам. Пока большинство считает, что им необязательно принимать какое-то решение по размещению собственных пенсионных накоплений, так как государство делает это за них. И делает это гарантированно и надежно. Надо понять, что улыбчивые европейские или японские пенсионеры путешествуют по миру не на государственную пенсию, а на пенсию, в формировании которой они принимали самое активное участие всю свою трудовую жизнь. Помимо обязательных пенсионных отчислений все они сознательно и долго участвовали в негосударственных пенсионных программах.
-- Сколько человек уже решили участвовать в софинансировании?
-- За считаные месяцы в программу вступили свыше 1 млн 150 тыс. человек. Для нас это свидетельство того, что люди наконец-то стали думать о своей будущей пенсии.
-- По итогам прошлого года, используя суперконсервативную стратегию, ВЭБ показал отрицательную доходность пенсионных накоплений. Будете ли вы отражать этот минус на счетах граждан?
-- Да. Минус 0,46%.
-- То есть, получив "письмо счастья" от ПФР, человек обнаружит, что его накопления уменьшились?
-- По результатам последнего года -- немного уменьшились. Но большой проблемы в этом нет. Все предыдущие годы ВЭБ и большинство других управляющих компаний стабильно показывали положительную доходность.
-- Если у ВЭБа доходность минус 0,46%, то у частных компаний убытки значительно выше. Успеют ли они отыграть потери?
-- Надо понимать, что, во-первых, частные компании в прежние годы за счет своего более рискового портфеля заработали для своих клиентов большую доходность, а во-вторых, они быстрее восстанавливаются после кризиса.
-- Насколько обоснованным, на ваш взгляд, является наличие на рынке более 200 НПФ? Может быть, логичнее иметь 20 фондов, но реально работающих и устойчивых?
-- Возможно, это действительно было бы логичным и правильным, но такое возможно лишь через несколько лет. Пока это общая черта российской финансовой системы -- у нас более 1000 банков, около 700 страховых компаний. Число всех финансовых институтов будет сокращаться по мере эволюции нашего рынка. Кстати, этот процесс уже начался.
Интервью взял Александр Ъ-Мазунин




SIA.RU: Главное