Осенью 2007 года Владимир Путин предложил построить на базе ФГУП "Почта России" сеть финансово-банковских услуг. Реализовывать масштабный проект, на который государство обещало выделить 200 млрд руб., было доверено экс-президенту Сбербанка Андрею Казьмину. Однако в начале 2009 года он покинул "Почту", на смену ему пришел бывший
гендиректор "Связьинвеста" АЛЕКСАНДР КИСЕЛЕВ. О стратегии развития "Почты" и ее модернизации, совместном проекте со Связь-банком и кадровой реформе предприятия в своем первом интервью в новой должности гендиректор "Почты" Александр Киселев рассказал "Ъ".
-- Россвязь утвердила вас и. о. гендиректора, даже не дожидаясь установленного срока. Ваша кандидатура была безальтернативна?
-- Заявка на участие в конкурсе поступила только от меня, но чтобы пройти его, нужно было решить очный тест из 52 вопросов и предоставить программу деятельности. Поэтому теоретически я мог его и не выиграть. А практически, будучи в свое время куратором реформирования отрасли почтовой связи, я понимаю детали и представляю, что надо делать, намного лучше, чем в отношении электросвязи перед приходом в "Связьинвест".
-- Ваш предшественник Андрей Казьмин проработал гендиректором "Почты" полтора года, при нем впервые ФГУП получил прибыль. Как вы оцениваете полученное наследие?
-- Я вижу плюсы и минусы. К плюсам можно отнести то, что благодаря введению режима жесточайшей экономии, а также благодаря решению вопроса о выделении субсидий на подписку удалось сократить расходную часть. При этом были увеличены объемы выручки, в том числе по не регулируемым государством тарифам. В итоге 2008 год намного лучше
предыдущего. По сравнению с 2007 годом убыток "Почты России" от операционной деятельности сократился более чем в два с половиной раза и составил 1,3 млрд руб. С учетом 3,6 млрд руб., субсидированных из федерального бюджета, официально в отчете по 2008 году будет минус -- по правилам учета их нельзя относить к выручке, но можно говорить, что предприятие вышло на безубыточность.
Главным недочетом Андрея Казьмина можно считать то, что "Почта" не смогла отстоять комиссию в 1,5% от выплатных сумм за доставку пенсий. Это удавалось почти семь лет -- с помощью депутатов, сенаторов или правительства, но вопрос решался. С 1 января этот процент сокращен до 1,35%, что означает сотни миллионов рублей недополученных доходов. В структуре выручки за прошлый год вознаграждение "Почты России" от Пенсионного фонда составило более 40 млрд руб. из общего объема 85 млрд руб. Тем не менее мы рассчитываем выйти в этом году на выручку более 100 млрд руб. за счет развития нерегулируемых услуг и качественного увеличения ритейловой составляющей.
-- Каким образом вы хотите заниматься ритейлом?
-- Я рассматриваю сеть почтовой связи как колоссальную розничную сеть, в которой кроме почтовых, финансовых и логистических услуг можно предлагать товары повседневного спроса. Например, в сельских отделениях почтовой связи лучше всего продаются текстильные и трикотажные изделия (особенно постельное белье). Так, например, в 2008 году от торговли этой категорией товаров "Почта" получила доход в размере почти 276 млн руб. без учета НДС. Сейчас на розницу в целом
в структуре доходов предприятия приходится всего порядка 10%.
-- Вы предложили совместную со Связь-банком программу по предоставлению на базе отделений "Почты России" финансово-банковских услуг. Есть реакция ВЭБа? Расскажите о сути этого предложения.
-- Упомянутая программа развивалась задолго до того, как ВЭБ вошел в состав акционеров Связь-банка. Был наработан очень хороший опыт, а поскольку у банка появился такой акционер, как государство в лице ВЭБа, мы просто обязаны продолжить эту работу. Уже проведены предварительные переговоры с главой ВЭБа Владимиром Дмитриевым и первым зампредом Анатолием Тихоновым, который также является председателем совета директоров Связь-банка. Оба заявили, что для них этот проект очень интересен, так как это выход на рынок банковской розницы через масштабную сеть почтовой связи.
-- Подтверждая участие в конкурсе, вы представили программу развития "Почты", утвержденную еще в 2002 году. Какие ее основные идеи?
-- Восстановление так называемой тяжелой почтовой инфраструктуры, создание авиационной составляющей, коммерциализация, развитие экспресс-доставки, агрессивный маркетинг. Общий объем инвестиций до 2012 года, по нашим предварительным подсчетам, может составить 160 млрд руб. В основном это инвестиции в модернизацию логистики и
магистрального парка (почтовые вагоны, автотранспорт), строительство автоматизированных сортировочных центров. Сейчас под Москвой достраивается автоматизированный сортировочный центр, его стоимость под ключ составляет примерно .100 млн, аналогичный центр в Санкт-Петербурге обойдется в .55 млн. По нашим планам, которые проходили экспертизу в Минэкономразвития, Минфине и Минтрансе, необходимо создать за пять лет порядка 40 подобных сортировочных
центров. Для строительства такой сети необходимо .1,5 млрд, но это позволит существенно ускорить процесс сортировки и обработки. Пока же эти операции осуществляются на 100% вручную.
Основной тезис -- продолжить дальнейшую коммерциализацию "Почты". Это социальный институт, и он будет нести соответствующую нагрузку, пока существует государство. Но для этого нам нужно добавлять как можно больше востребованных нерегулируемых услуг. Это даст независимость и возможность финансировать новые проекты самостоятельно. Мы готовы сделать "Почту России" одним из самых прибыльных ФГУПов в стране. Это абсолютно реально.
-- Перед вами ставилась задача развивать финансово-банковские услуги?
-- Это было поручение президента "Почте России", которое никто не отменял. Отличие "Почты" от финансовых структур и банков в том, что к ней существует очень высокая степень доверия населения. В сельской местности она воспринимается как единственный представитель государства, что дает огромное преимущество в развитии любого вида деятельности. Плюс у нас есть колоссальный опыт оказания финансовых услуг, таких как прием коммунальных платежей, почтовые переводы
денежных средств, доставка и выплата пенсий и социальных пособий. При развитии почтово-банковских услуг мы будем делать ставку в основном на работу с широкими слоями населения.
-- Андрей Казьмин привел с собой на работу в "Почту" ряд менеджеров Сбербанка. Какова их судьба после его отставки?
-- Каждый принимал решение самостоятельно. Андрей Погодин принял решение одним из первых, и он ушел, также поступил Андрей Манойло, Алексей Куров тоже принял аналогичное решение, Игорь Селиванов, скорее всего, останется. Очень много людей пришли на средние позиции из системы Сбербанка, этот профессиональный костяк мы хотим сохранить. Топовый уровень все-таки "политизированный", здесь нужна командность и история взаимоотношений.
-- А по штату "Почты" в целом что можете сказать?
-- Строительство центров приведет к сокращению персонала. Сейчас на предприятии работает почти 400 тыс. человек, при этом ротация кадров от 25% в год условно в ЦФО до 70% -- в отдаленных северных регионах. Административно-управленческий аппарат при оптимизации структуры сократится на 30% в течение двух--двух с половиной лет. И это не
связано с кризисом. Мы брали за основу опыт почтовой реформы Германии, которая на седьмом году развития дала результаты, позволившие ей приобрести такого гиганта, как DHL.
Не исключено, что после кризиса мы будем рассматривать варианты создания единого почтового пространства с рядом стран СНГ. В том числе через сделки M&A.
-- Акционирование "Почты", по вашим словам, может произойти не ранее 2011 года. Чем обусловлена именно эта дата?
-- Даже если мы начнем сегодня, то этот процесс достаточно долгий, так как нужно провести инвентаризацию всего имущества. Во многих регионах идут арбитражные разбирательства по вопросам собственности, в первую очередь объектов недвижимости. Но вместе с тем мы можем не терять времени и начать выстраивать сейчас некое квазиакционерное
управление -- создать совет, в который войдут представители из Минкомсвязи, Росимущества, Россвязи, и на него выносить самые значимые проекты "Почты", начиная с бюджета и заканчивая крупными инвестиционными программами. В дальнейшем, когда будет ОАО со стопроцентным участием государства, примерно те же персоналии могут войти в совет директоров, но у них уже будет соответствующий опыт. Сейчас ФГУП находится в подчинении Федерального агентства связи, и
очень неудобно, когда любую сделку выше 1,8 млн руб. (эта сумма зависит от размера уставного капитала предприятия) мы должны согласовывать с федеральным органом исполнительной власти. Это, наверное, повышает прозрачность, но создает неудобства, учитывая огромное количество платежей по операционной деятельности. Частично данную ситуацию можно исправить за счет увеличения уставного капитала ФГУП "Почта России". Работа в этом направлении уже ведется.
-- Участники рынка почтовых услуг отмечают, что доля "Почты" на российском рынке экспресс-доставки не превышает 10%. Вы это направление называете одним из приоритетных. Как собираетесь его развивать? Опыт работы в DHL будет востребован?
-- Экспресс-доставка -- одно из важнейших направлений. Мы реально начали продвигать EMS в 2002 году, когда рынок фактически был уже поделен четверкой мировых операторов. Наша доля на нем составляет 10%, за три года вполне реально довести ее до 20%. Думаю, это можно сделать за счет работы в более экономичном сегменте. Конечно, применять демпинг в конкурентной борьбе -- дурной тон, но когда речь идет о другой ценовой категории, демпингом это назвать нельзя.
Например, глобальные операторы предлагают услугу экспресс-доставки за 24 часа, мы можем предложить тариф на 40% ниже, но со сроком доставки 72 часа.
-- Обсуждается ли идея ребрендинга Почты?
-- В 2006 году Fitch и Interbrand уже разработали нам программу полного ребрендинга. Более 2,5 тыс. объектов из 42 почтовых отделений были реконструированы и начали давать больший оборот. Сейчас эту программу нужно восстанавливать и продвигать. Бюджет стартового этапа, по нашим оценкам, составит порядка 3 млрд руб. на 2009 и 2010 годы. Как только мы реконструируем отделение, обеспечиваем его современными видами связи, ставим платежный терминал и организуем окно почтово-банковского обслуживания, оборот операций такого отделения сразу повышается на 25-30%.
-- Вы говорили, что уже создана рабочая группа (в нее вошли представители "Почты России" и Россвязи), которая подготовит
предложения по модернизации ФГУПа и направит их на рассмотрение в Минфин, Минэкономразвития и Минкомсвязи. Предложения готовы?
-- Мы направили план модернизации почтовой связи в Россвязь. Агентство, в свою очередь, передало его в Минкомсвязи. Далее план будет направлен на рассмотрение в Минфин и Минэкономразвития, и до конца марта Минкомсвязи должно внести эту программу в правительство. Я, как член правительственной комиссии по транспорту и связи под
руководством вице-премьера Сергея Иванова, имею возможность в рамках работы комиссии эту программу защищать.
-- В начале 90-х годов вы работали в DHL, в 2000-х, работая в Минсвязи, курировали почтовую отрасль. Что, на ваш взгляд, за это время принципиально изменилось в работе ФГУПа?
-- Когда в 2000-м году я был назначен заместителем министра по информационным технологиям, связи и информатизации, де-юре национального оператора почтовой связи не существовало. Был суррогат из более 100 госучреждений и ФГУПов, соединенных сетью магистральной перевозки. Такого не было ни в одной стране мира, и управлять этой системой было невозможно. В конце 2000 года мы получили поручение правительства разработать концепцию реформирования "Почты", а в июне 2002 года кабинет министров утвердил наши предложения. Были запущены процессы обновления вагонного и автопарков. Прошел первый этап ребрендинга. В отделениях почты заработали пункты коллективного доступа в интернет.
Во второй половине 2007 года эти программы начали сворачиваться. Кроме того, из-за введения новой системы оплаты труда, в результате которой зарплата перестала зависеть от выработки, снизилось и без того невысокое качество услуг. Думаю, именно это и ввело "Почту" в убытки: в течение двух лет не выделялись федеральные субсидии на покрытие оказания услуги подписки, и 2007 год ФГУП закончил с минусом более 3,5 млрд руб.
-- Президент РФ Дмитрий Медведев предложил штрафовать за задержку с доставкой почты. Как вам такая инициатива?
-- Все упирается в отсутствие современной инфраструктуры. Это одна из главных проблем. Повторюсь: для того, чтобы почта ходила быстро, необходима модернизация ее инфраструктуры. Это требует огромных капитальных вложений. Чтобы те же самые судебные повестки для вызова свидетеля из Москвы, скажем, на Камчатку проходили в установленные почтовыми правилами сроки -- день приема плюс восемь дней, нужно развивать логистическую систему и транспортный парк "Почты России". Ведь даже при наличии регулярных авиарейсов в отдаленные и труднодоступные регионы страны не всегда есть возможность загрузить на борт необходимое количество почты.
Интервью взяла Инна Ъ-Ерохина




SIA.RU: Главное