Новости

C электричек сошли пассажиры. Темпы падения перевозок ОАО РЖД растут. Экономический кризис лишил железные дороги не только грузов, но и пассажиров

Экономический кризис лишил железные дороги не только грузов, но и пассажиров. И если темпы падения грузоперевозок замедляются, то пассажиров вопреки ожиданиям руководства ОАО РЖД ездит все меньше и меньше. В январе их перевозки упали только на 4,5%, но в марте -- уже на 13%. Из-за кризиса гражданам не только не хватает денег на билеты, они стали реже ездить на работу. Эксперты говорят о негативных ожиданиях населения, которое откладывает путешествия. Железнодорожники надеются, что ситуацию поправит дачный и отпускной сезон.

ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) опубликовало итоги работы в первом квартале 2009 года. Объем грузовых перевозок снизился на 27,1% по сравнению с первым кварталом 2008 года, до 247,6 млн тонн. Однако падение замедлилось. В марте снижение погрузки составило 21,8% против 24,2% в феврале и 33,1% в январе. Зато на рынке пассажирских перевозок ситуация обратная. Всего пассажиропоток ОАО РЖД в первом квартале упал на 8,9%, в дальнем следовании -- на 13,6% (до 23,2 млн пассажиров), в пригородном -- на 8,4% (235,6 млн).

Таким образом, прогнозы руководства ОАО РЖД, что в пассажирском сегменте не ожидается существенного спада, не оправдались. Более того, положение ухудшается: если в январе спад к аналогичным показателям прошлого года составил всего 4,5%, то в феврале -- уже 10,9%, а в марте -- 13%. В ОАО РЖД объясняют снижение пассажиропотока кризисом. "Перемещение пассажиров в дальнем следовании в основном коррелирует с платежеспособностью населения, которая снизилась. А пригородное сообщение пострадало из-за того, что промышленные предприятия сокращают рабочую неделю, и люди стали реже ездить на работу",-- пояснили "Ъ" в пресс-службе ОАО РЖД. В компании надеются, что с началом садово-дачного периода с апреля по октябрь пригородный железнодорожный транспорт восстановит объемы перевозок на уровне
прошлого года, а дальние перевозки поддержит сезон летних отпусков.

Руководитель центра стратегических исследований "Росгосстраха" Алексей Зубец считает быстрые темпы падения пассажиропотока в дальнем сообщении закономерными: "Потребители этого сегмента перевозок
относятся к среднему и нижнему классу, это люди, которые не могут себе позволить билеты на самолет".

Глава аналитического департамента "Ингосстрах-инвестиций" Евгений Шаго отмечает, что пассажирские перевозки более подвержены сезонным факторам, чем грузовые. "Спад в январе был не таким большим, скорее всего, потому, что на новогодние праздники люди бронировали билеты заранее, а на мартовское межсезонье поездки уже никто не
планировал",-- полагает эксперт. В то же время, по его мнению, падение объемов в пассажирском сегменте не будет продолжительным: темпы спада должны стабилизироваться уже в июне-июле, когда люди смогут воспользоваться поездом для поездки в отпуск.

Алексей Ъ-Екимовский

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное