Новости

"Приближаются очень тяжелые времена". Глава НГК "Итера" Игорь Макаров о спросе на газ, новых проектах и недвижимости. "Братское месторождение в Иркутской области будем продавать или размениваться с "Газпромом" или с другими компаниями"

Глава НГК "Итера" Игорь Макаров о спросе на газ, новых проектах и недвижимости

Сокращение спроса на газ, которое привело к серьезному падению добычи "Газпрома", судя по данным ЦДУ ТЭК, в целом пока почти не коснулось независимых производителей. Однако по крайней мере у одного из них ситуация не столь оптимистична. На совместных с "Газпромом" месторождениях "Итеры" добыча сократилась на 25-80%. Глава совета директоров и совладелец компании ИГОРЬ МАКАРОВ надеется, что такое падение объясняется технической ошибкой, ожидает корректировки цен на газ каждую неделю и продолжает строить недвижимость в Туркмении.

-- "Итера" закончила 2008 год с прибылью. Что компания предпринимает, чтобы в период мирового финансового кризиса получить прибыль и в 2009 году?

-- Мы действительно закончили прошлый год успешно. Несмотря на снижение рентабельности в четвертом квартале, чистая прибыль ООО "Нефтегазовая компания "Итера"" в 2008 году составила 3,7 млрд руб., а выручка от продажи газа и нефти превысила 40 млрд руб. Компания поставила 21,6 млрд кубометров газа потребителям, что на 6% больше, чем в 2007 году.

Сейчас у нас разработано пять сценариев ведения бизнеса в 2009 году, начиная с оптимистичного и заканчивая пессимистическим. Это связано с тем, что рынок в течение года может вести себя по-разному. Как вы знаете, мы продаем 85% всего газа в Свердловской области, где расположены оборонно-промышленные комплексы, алюминиевые и медные
заводы, энергогенерирующие компании. И мы очень сильно зависим от этих потребителей. Если они и дальше будут сокращать потребление газа, то ни о каком оптимизме говорить не приходится. Кроме того, принципиально важен вопрос ценообразования. В прошлом году правительство планировало ориентировочный рост тарифов ФСТ на этот год до 30%. И в соответствии с этим прогнозом мы сделали один сценарий бизнес-плана, но уже в начале года, по истечении января, было объявлено максимум пятипроцентное повышение тарифов, а может быть, и сохранение цен на прежнем уровне.

Вот мы и ждем каждую неделю, каждый месяц новые вводные для корректировки действующего бизнес-плана. Потребители все время давят на нас, требуют, чтобы мы продавали сырье дешевле, даже ниже себестоимости. Но мы отвечаем: "Когда у вас бизнес шел успешно, вы с нами своей прибылью не делились. А мы в тот период продолжали работать по требованиям Федеральной энергетической комиссии. И сейчас она устанавливает для нас тарифы. Если мы ниже их опустимся, то
завтра налоговая служба посчитает, что мы еще должны будем доплатить". Поэтому всю зиму мы доказывали свою правоту, и как следствие первый квартал мы закрыли по среднему сценарию -- ни минимум, ни максимум.

-- Сумма долга потребителей газа Свердловской области в феврале была равна месячному обороту вашего основного газового трейдера, компании "Уралсевергаз". В марте произошли перемены к лучшему?

-- В марте стало немного легче -- задолженность сократилась. Поэтому первый квартал мы, к моему удивлению, закончили неплохо. Но приближаются очень тяжелые времена, потому что зима -- это еще полбеды, а самое тяжелое время, конечно, лето. Вы знаете из сообщений "Межрегионгаза" и "Газпром экспорта", что даже в зимний период потребление газа в Европе и на внутреннем рынке резко снизилось. А это напрямую сказывается на добыче. Наше совместное с "Газпромом"
предприятие "Пургаз" (основное добывающее предприятие "Итеры".--"Ъ") было вынуждено сократить добычу на 25%.

Еще хуже обстоят дела с Береговым месторождением, нашим совместным проектом с Газпромбанком и "Акроном". Там с 1 апреля снижена добыча на 80%. Ситуация непростая. Я надеюсь, что это временное решение или какая-то техническая ошибка. Мы ведем сейчас переговоры с руководством "Газпрома" о повышении объема закачки в газотранспортную
систему с этого промысла и рассчитываем, что ограничения по ОАО "Сибнефтегаз" будут на уровне других газодобывающих компаний -- порядка 25-30%.

-- "Итера" уже объявляла о продаже части зарубежных активов. Из каких еще проектов вы планируете выйти?

-- Действительно, мы вышли из состава акционеров "Армросгазпрома", продали свои доли в проектах в Канаде и Камеруне. Это были неприоритетные для нас проекты. В России и СНГ мы продаем в первую очередь непрофильные активы, которые выведены в отдельную компанию "Итера холдинг". В ней сосредоточены Малкинский карьер, который выпускает 2,6 млн тонн щебенки и гравия для потребностей железной дороги и индустрии строительных материалов на юге России. Хотим его
продать. Как и картонную фабрику в Молдавии, а также все, что связано с нефтяными активами.

Мы никогда уже не станем, наверное, нефтяной компанией. Такие попытки предпринимались в период, когда стабильных точек соприкосновения с "Газпромом" не хватало, и мы покупали небольшие нефтяные месторождения и строили в Самаре нефтеперевалочную базу. Вот сейчас стараемся все это продать, чтобы вырученные деньги вложить в газовую отрасль.

-- Что будете развивать в газовой сфере?

-- Мы стараемся добывать газ поближе к трубе, и у нас есть две хорошие отправные точки -- Губкинское и Береговое месторождения, которые обладают потенциалом добычи 25 млрд кубометров газа в год и более. Владея лицензиями на освоение Пырейного, Западно-Заполярного и Хадырьяхинского месторождений недалеко от Берегового, мы полностью
обустроили и готовы открыть Пырейное.

-- Что происходит с Братским месторождением в Иркутской области?

-- Братское будем продавать или размениваться с "Газпромом" или с другими компаниями. Это неплохое месторождение, но в нем очень много гелия, плюс проблемы со сбытом газа. Мировой финансовый и экономический кризис нам помешал реализовать наши планы по строительству в Иркутской области метанольного комплекса, завода по сжижению газа или GTL (переработка газа в высококачественные синтетические моторные топлива, включая бензин, и другие химические
продукты.--"Ъ"). Если баррель нефти, к которому привязаны цены на газ, не будет опускаться ниже $75, тогда производство GTL в этом регионе в принципе проходит по своей экономике. А если цена нефти останется на уровне $40-50 и даже $55-60 за баррель, то экономике не на что будет опираться. Для рентабельного производства GTL нужно месторождение в три раза крупнее Братского.


Интервью взяла Наталья Ъ-Гриб

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное