Россия передала вчера Финляндии проект международного документа, который может полностью или частично заменить собой Энергетическую хартию. В нем Москва от имени производителей энергоресурсов предлагает Брюсселю как их потребителю совместно контролировать транзит энергоносителей, включая модернизацию газотранспортных систем, и разработать международные энергобалансы, опирающиеся на долгосрочные договоры поставщиков и покупателей энергии. Документ направлен в первую очередь против брюссельской декларации Украины и ЕС, изолирующей "Газпром" от украинского транзита, а в целом -- на изменения в принципах энергореформы в Евросоюзе.
Президент России Дмитрий Медведев в ходе своего визита в Финляндию заявил: "Энергетическая хартия и другие документы не разрешили ряд вопросов энергобезопасности; мы эти документы не ратифицировали и не считаем себя связанными этими решениями". После чего он пообещал "партнерам по G8, по G20, нашим партнерам по СНГ, ближайшим соседям,
таким как Финляндия" представить "базовый документ, который определяет вопросы международного сотрудничества в сфере энергетики, включая и предложения по транзитному соглашению". Чуть позже его помощник Аркадий Дворкович раскрыл базовые принципы и проект "документа", призванного заменить собой Энергетическую хартию ЕС.
Документ, пояснил он, содержит "три раздела: первый -- принципы международного энергетического сотрудничества, второй -- элементы соглашения о транзите, неотъемлемой частью которого станет договор о разрешении конфликтов, третий -- перечень энергопродуктов, в который входят не только газ и нефть, а ядерное топливо, уголь, электричество".
Помощник президента пояснил, что в разработанном Россией документе "изменены многие принципы, добавлены новые принципы". Хотя господин Дворкович не упоминал Украину в своих комментариях, даже из них следовало, что инициатива России по замене Энергохартии во многом следствие событий января--марта на газовом рынке. Как рассказал "Ъ"
один из разработчиков документа, основное его предложение -- поставщики и потребители должны контролировать транзит энергоресурсов по территории третьих стран и согласовывать инвестиции в поддержание ГТС в рабочем состоянии. "В энергополитике есть два определяющих участника -- производитель и покупатель. Транзитные страны выполняют обслуживающую функцию, не надо делать из транзита самостоятельного игрока",-- пояснил собеседник "Ъ". По его словам, в случае принятия "третьего пакета" мер Еврокомиссии по газовой отрасли "ГТС Украины попадает под юрисдикцию ЕС в случае передачи ее в управление единому европейскому оператору сетей".
Тогда "Газпрому" придется продавать весь российский газ на границе России с Украиной -- во избежание этого Россия и предложила новый документ ЕС на обсуждение.
Впрочем, документ масштабнее, чем "украинский" повод. В тексте, представленном вчера Дмитрием Медведевым в Хельсинки, говорится о необходимости разработки международных топливных балансов, в которых будут согласованы данные по спросу и предложению на долгосрочную перспективу.
Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" напоминает: "Энергохартия разрабатывалась в начале 90-х годов, когда позиции России были достаточно слабыми, и страна, как следствие, заключила соглашение о разделе продукции на невыгодных для себя условиях. Запад через хартию хотел получить свободный доступ к российским ресурсам и свободный режим доступа к монополизированным трубопроводным системам -- на пропорциональной основе, как в Европе. Но сама Европа остается
закрытой для российских инвестиций. Хартия не была и не будет ратифицирована Госдумой, поскольку ее положения не учитывают интересы России".
Определенные шансы на поддержку изменений в хартии у России есть. Экономический кризис, затронувший и энергосферу в ЕС, дает возможность оппонентам энергореформы в Европе, среди которых крупные энергокомпании Франции и Германии, попытаться вернуть процесс на предыдущую стадию. Впрочем, пока реакции на инициативу России из ЕС не последовало.
Наталья Ъ-Гриб, Александр Ъ-Гудков, Евгений Ъ-Хвостик, Дмитрий Ъ-Бутрин




SIA.RU: Главное