Убытки ОАО РЖД по итогам 2009 года могут почти вдвое превысить худшие из опубликованных до сих пор прогнозов и достигнуть почти 100 млрд руб. Несмотря на то что две трети убытка возникнет только на бумаге, ОАО РЖД попросит государство компенсировать оставшиеся потери путем увеличения субсидий из бюджета с 50 млрд руб. до 80 млрд руб. или повышением тарифов -- более чем на 3%. Тогда у компании появляется шанс показать прибыль.
На прошлой неделе состоялось заседание совета директоров ОАО РЖД, на котором обсуждались итоги работы монополии в первом квартале и финансовый план на 2009 год. Частично эти цифры руководство компании уже объявляло в начале апреля. Тогда говорилось, что в январе--марте убыток ОАО РЖД составил 26 млрд руб., а по году он может достигнуть 50 млрд руб. при первоначальном плане убытка в 24,4 млрд руб. Однако источник "Ъ", знакомый с ходом заседания совета, утверждает, что на нем обсуждался принципиально другой прогноз по году -- убыток на уровне 97,1 млрд руб. Эту информацию "Ъ" подтвердил член совета директоров ОАО РЖД.
Кк заседанию совета появился новый план компенсации убытков. Как пояснил источник "Ъ" в монополии, стоит задача выведения ОАО РЖД на прибыль по РСБУ. Для этого нужно, во-первых, изменить схему передачи ОАО РЖД 50 млрд руб., которые государство обещало в качестве компенсации за рост тарифов в этом году на 8% вместо 14%. Планировалось внести эти средства в уставный капитал компании, но тогда они не могут быть учтены как доходы. Поэтому ОАО РЖД предлагает
перечислить деньги как субсидию. Одновременно монополия просит у государства еще около 30 млрд руб. Как утверждает высокопоставленный источник "Ъ" в ОАО РЖД, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) признала обоснованными 29 млрд руб. дополнительных расходов монополии (в самой компании говорят о денежных потерях в размере 36-37 млрд руб.). "Деньги могут быть получены как из бюджета, так и путем роста тарифов,-- поясняет собеседник "Ъ".-- Рост тарифов в среднем на 1% в
год приносит около 9 млрд руб. дополнительных доходов". И наконец, в последнем варианте плана сохраняется статья дополнительного "бумажного" дохода от ускоренного создания ФПК.
По словам члена совета директоров ОАО РЖД, стремление руководства компании показать пускай и бумажную, но прибыль объясняется не только необходимостью моральной поддержки инвесторов и коллектива. По его словам, от прибыльности монополии зависит объем вознаграждения ее менеджеров. Кроме того, добавляет собеседник "Ъ", публичные заимствования ОАО РЖД могут быть обременены ковенантами, зависящими от рентабельности работы компании.
Глава аналитического департамента "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго подтверждает, что только прямые бюджетные субсидии будут отражаться в доходах ОАО РЖД. По его словам, для ОАО РЖД очень важно оставаться прибыльным. "Прежде всего, это позволит не испортить отношения с рейтинговыми агентствами,-- отмечает эксперт.-- Банки также неохотно кредитуют убыточные компании, даже если те пользуются господдержкой".
Эксперты полагают, что наилучшим выходом для ОАО РЖД будет именно получение дополнительной субсидии, а не индексация тарифов. "Частные транспортные компании только снижают свои цены, так что повышение тарифов скорее приведет к потере ОАО РЖД доли рынка и дальнейшему снижению объемов перевозок",-- полагает Елена Сахнова. Евгений Шаго добавляет, что получить дополнительную индексацию тарифов ОАО РЖД будет "очень сложно", так как государство декларировало стремление
сдерживать тарифы естественных монополий.
Рената Ъ-Ямбаева, Алексей Ъ-Екимовский, Петр Ъ-Мироненко
На прошлой неделе состоялось заседание совета директоров ОАО РЖД, на котором обсуждались итоги работы монополии в первом квартале и финансовый план на 2009 год. Частично эти цифры руководство компании уже объявляло в начале апреля. Тогда говорилось, что в январе--марте убыток ОАО РЖД составил 26 млрд руб., а по году он может достигнуть 50 млрд руб. при первоначальном плане убытка в 24,4 млрд руб. Однако источник "Ъ", знакомый с ходом заседания совета, утверждает, что на нем обсуждался принципиально другой прогноз по году -- убыток на уровне 97,1 млрд руб. Эту информацию "Ъ" подтвердил член совета директоров ОАО РЖД.
Кк заседанию совета появился новый план компенсации убытков. Как пояснил источник "Ъ" в монополии, стоит задача выведения ОАО РЖД на прибыль по РСБУ. Для этого нужно, во-первых, изменить схему передачи ОАО РЖД 50 млрд руб., которые государство обещало в качестве компенсации за рост тарифов в этом году на 8% вместо 14%. Планировалось внести эти средства в уставный капитал компании, но тогда они не могут быть учтены как доходы. Поэтому ОАО РЖД предлагает
перечислить деньги как субсидию. Одновременно монополия просит у государства еще около 30 млрд руб. Как утверждает высокопоставленный источник "Ъ" в ОАО РЖД, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) признала обоснованными 29 млрд руб. дополнительных расходов монополии (в самой компании говорят о денежных потерях в размере 36-37 млрд руб.). "Деньги могут быть получены как из бюджета, так и путем роста тарифов,-- поясняет собеседник "Ъ".-- Рост тарифов в среднем на 1% в
год приносит около 9 млрд руб. дополнительных доходов". И наконец, в последнем варианте плана сохраняется статья дополнительного "бумажного" дохода от ускоренного создания ФПК.
По словам члена совета директоров ОАО РЖД, стремление руководства компании показать пускай и бумажную, но прибыль объясняется не только необходимостью моральной поддержки инвесторов и коллектива. По его словам, от прибыльности монополии зависит объем вознаграждения ее менеджеров. Кроме того, добавляет собеседник "Ъ", публичные заимствования ОАО РЖД могут быть обременены ковенантами, зависящими от рентабельности работы компании.
Глава аналитического департамента "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго подтверждает, что только прямые бюджетные субсидии будут отражаться в доходах ОАО РЖД. По его словам, для ОАО РЖД очень важно оставаться прибыльным. "Прежде всего, это позволит не испортить отношения с рейтинговыми агентствами,-- отмечает эксперт.-- Банки также неохотно кредитуют убыточные компании, даже если те пользуются господдержкой".
Эксперты полагают, что наилучшим выходом для ОАО РЖД будет именно получение дополнительной субсидии, а не индексация тарифов. "Частные транспортные компании только снижают свои цены, так что повышение тарифов скорее приведет к потере ОАО РЖД доли рынка и дальнейшему снижению объемов перевозок",-- полагает Елена Сахнова. Евгений Шаго добавляет, что получить дополнительную индексацию тарифов ОАО РЖД будет "очень сложно", так как государство декларировало стремление
сдерживать тарифы естественных монополий.
Рената Ъ-Ямбаева, Алексей Ъ-Екимовский, Петр Ъ-Мироненко




SIA.RU: Главное