Новости

РЖД внедрилась в Монголию. Российская компания получила доступ к крупнейшим месторождениям

Вчера в ходе визита премьера Владимира Путина в Монголию ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) подписало ряд
документов по учреждению на паритетных началах СП с монгольскими госкомпаниями КОО "Эрдэнэс-МГЛ" и "Монголын томор зам" (МТЗ). Задачей СП станет развитие и модернизация монгольских железных дорог, в том числе строительство инфраструктуры к крупнейшим месторождениям страны. Уставный капитал СП составит $1,8 млн и будет оплачен деньгами. Исполнительным директором СП назначен советник президента ОАО РЖД Виталий Морозов. Он пришел в монополию из Минсельхоза, экс-руководитель которого (сейчас губернатор Воронежской области) Алексей Гордеев был специальным представителем президента РФ по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству с Монголией.

Как рассказал "Ъ" президент ОАО РЖД Владимир Якунин, после подписания стороны были приглашены к премьеру Монголии Санжийну Баяру, с которым обсудили дальнейшее развитие СП. Было согласовано, что СП получит ряд лицензий на крупнейшие монгольские месторождения -- в первую очередь, уточнил Владимир Якунин, речь идет о Таван-Толгое и Оюу-Толгое. Глава
ОАО РЖД оценивает их освоение в $7 млрд. "Монголия предложила нам к сентябрю подготовить техзадание по проекту,-- пояснил глава ОАО РЖД.-- Срок жесткий, но мы постараемся его выдержать. Получить лицензии СП должно в 2010 году".

Российская сторона должна будет внести в СП денежный эквивалент рыночной стоимости лицензий. Источник, знакомый с ходом подготовки проекта, уточнил, что обсуждается обеспечение Россией кредитной линии на реализацию проекта в размере $1,5 млрд. Но само СП заниматься разработкой месторождений не будет -- оно обязано провести конкурсы для выбора партнеров. С победителями должны быть созданы проектные компании, где СП получит 25% плюс одну акцию, инвестор -- 75% минус одну акцию. Одним из условий допуска инвесторов станет строительство необходимой железнодорожной инфраструктуры.
Таким образом, формально из проекта исключены частные российские инвесторы, которых ОАО РЖД планировало привлечь в качестве основных стратегических партнеров. Как уже рассказывал "Ъ" 18 февраля, Владимир Якунин вел переговоры о совместном освоении монгольских недр с консорциумом En+ Олега Дерипаски, "Реновы" Виктора Вексельберга и "Северсталь-ресурса" Алексея Мордашова.

Владимир Якунин заверил "Ъ", что альтернативного конкурса по Таван-Толгою не объявлено, так что угрозы отказа от передачи
месторождения СП нет. В то же время, подчеркнул глава ОАО РЖД, СП будет обязано проводить конкурсы по месторождениям "среди всех заинтересованных инвесторов". Таким образом, по крайней мере официально, преференций российские претенденты не получат. Владимир Якунин отметил, что Санжийн Баяр уже вчера сообщил о большом интересе южнокорейских и японских компаний, которые готовы войти в состав акционеров самого СП или будущих проектных компаний по отдельным
месторождениям.

Наряду с отказом от преференций россиянам Улан-Батор ждет от Москвы денежной помощи. Кроме возможной кредитной линии на $1,5 млрд и $300 млн льготного кредита на закупки российского зерна, сельхозтехники и минудобрений (он был согласован еще в марте) речь идет о прямых вложениях в УБЖД.

Глава аналитического департамента "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго считает, что передача УБЖД в управление, а не в собственность ОАО РЖД (как это предполагалось ранее) более выгодно монополии. "Сейчас у ОАО РЖД, мягко говоря, не очень хорошо с наличными деньгами, а изменение схемы снимает с монополии необходимость вкладывать в проект собственные средства",-- поясняет эксперт. По его мнению, сумма в $250 млн "вполне по силам для российского бюджета", но не для ОАО РЖД в условиях кризиса. "А для монгольских железных дорог это просто огромные деньги",-- добавляет господин Шаго.

Юрий Волов из Банка Москвы полагает, что консорциум En+ и "Реновы" еще может присоединиться к проекту. Однако Николай Сосновский из "Уралсиба" не считает это целесообразным. По его мнению, Таван-Толгой -- "большой и сложный проект с непонятными перспективами". "Цены на уголь упали более чем вдвое, на рынке значительные свободные объемы
дешевого австралийского угля,-- поясняет аналитик.-- Здесь уголь надо еще везти из центра континента в морской порт через тысячи километров, что значительно увеличивает его себестоимость в порту. В таких условиях частные компании, которые к тому же не могут сейчас воспользоваться западными кредитами, не рискнут влезать в такие проекты. .

Рената Ъ-Ямбаева, Алексей Ъ-Екимовский, Дмитрий Ъ-Смирнов

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное