Правительство намерено к марту 2010 года создать биржу вагонов, которая должна помочь железнодорожным операторам загрузить порожние и простаивающие вагоны. Участники рынка одобряют идею, хотя и считают, что крупные операторы вагонов справляются с логистикой и без биржи. Правда, эксперты считают, что биржевые механизмы в условиях ограниченной конкуренции и при низкой пропускной способности железной дороги работают плохо.
Правительство РФ поручило Минэкономразвития и другим профильным ведомствам проработать вопрос о создании в России "единого информационно-торгового центра (биржи) вагонов для развития рыночных механизмов взаимодействия между операторами подвижного состава". Об этом говорится в опубликованной вчера программе развития конкуренции в РФ, утвержденной правительством 19 мая.
Идея создания торговой площадки, с помощью которой операторы могли бы сократить долю порожнего пробега вагонов и связанные с этим расходы, обсуждается в железнодорожном сообществе уже около года. Операторы подвижного состава поддерживают ее, хотя и с некоторыми оговорками. "На первом этапе биржа должна стать информационной площадкой, где операторы и грузоотправители получали бы информацию о наличии порожнего подвижного состава на сети",-- говорит председатель совета директоров Globaltrans Александр Елисеев. По его мнению, для мелких и средних грузоотправителей такая площадка предоставит оперативный доступ к вагонам операторов, которого сейчас они лишены. Правда, технический директор Дальневосточной транспортной группы Ирина Чиганашкина уточняет, что крупные операторы взаимодействуют и без биржи -- на основе двусторонних договоров.
Источник в одной из операторских компаний отмечает, что у проекта биржи есть недостатки. "Участие в таком механизме предполагает публикацию информации о простое вагонов, но крупные операторы не захотят ее раскрывать: у них и так достаточно информации, чтобы самостоятельно планировать логистику",-- считает он. Глава аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров добавляет, что биржевая торговля предполагает стандартизацию услуг, которая сейчас
невозможна, а в условиях ограниченной пропускной способности железной дороги применение биржевых механизмов будет ограничено. "В процессе реформы мы уже видели, что сочетание дерегулирования тарифов в отсутствие реальной конкурентной среды сразу приводит к повышению цен",-- предостерегает он, приводя в пример опыт выведения на
свободный рынок дочерних компаний ОАО РЖД -- Первой грузовой компании и "Трансконтейнера".
Алексей Ъ-Екимовский
Правительство РФ поручило Минэкономразвития и другим профильным ведомствам проработать вопрос о создании в России "единого информационно-торгового центра (биржи) вагонов для развития рыночных механизмов взаимодействия между операторами подвижного состава". Об этом говорится в опубликованной вчера программе развития конкуренции в РФ, утвержденной правительством 19 мая.
Идея создания торговой площадки, с помощью которой операторы могли бы сократить долю порожнего пробега вагонов и связанные с этим расходы, обсуждается в железнодорожном сообществе уже около года. Операторы подвижного состава поддерживают ее, хотя и с некоторыми оговорками. "На первом этапе биржа должна стать информационной площадкой, где операторы и грузоотправители получали бы информацию о наличии порожнего подвижного состава на сети",-- говорит председатель совета директоров Globaltrans Александр Елисеев. По его мнению, для мелких и средних грузоотправителей такая площадка предоставит оперативный доступ к вагонам операторов, которого сейчас они лишены. Правда, технический директор Дальневосточной транспортной группы Ирина Чиганашкина уточняет, что крупные операторы взаимодействуют и без биржи -- на основе двусторонних договоров.
Источник в одной из операторских компаний отмечает, что у проекта биржи есть недостатки. "Участие в таком механизме предполагает публикацию информации о простое вагонов, но крупные операторы не захотят ее раскрывать: у них и так достаточно информации, чтобы самостоятельно планировать логистику",-- считает он. Глава аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров добавляет, что биржевая торговля предполагает стандартизацию услуг, которая сейчас
невозможна, а в условиях ограниченной пропускной способности железной дороги применение биржевых механизмов будет ограничено. "В процессе реформы мы уже видели, что сочетание дерегулирования тарифов в отсутствие реальной конкурентной среды сразу приводит к повышению цен",-- предостерегает он, приводя в пример опыт выведения на
свободный рынок дочерних компаний ОАО РЖД -- Первой грузовой компании и "Трансконтейнера".
Алексей Ъ-Екимовский




SIA.RU: Главное