Новости

Качество воздуха протестируют в самых грязных городах РФ во время карантина

 «Экологический» вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Роспотребнадзору и Росгидромету до 30 апреля дополнительно измерить качество воздуха в 12 самых неблагополучных в этом смысле городах – Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите  – в период карантина. 

Власти регионов должны были до 24 апреля предоставить в Росприроднадзор информацию о промышленных предприятиях, работающих во время карантина. Росприроднадзор же до 12 мая должен провести анализ данных и отчитаться о результатах правительству.

На основании выводов о качестве воздуха и работающих компаниях Минприроды, Росприроднадзор и региональные чиновники должны будут до 15 мая актуализировать комплексные планы по снижению уровня загрязнения воздуха в этих городах. Федеральный проект «Чистый воздух» требует снижения валовых выбросов в атмосферу в них на 22% к 2024 году.

Источник “Ъ” в Белом доме, знакомый с ситуацией, поясняет, что «объективность расчетов источников загрязнения воздуха вызывает вопросы». Например, в Красноярске местные власти признали основным источником выбросов транспорт, заложив в плане деньги на метро (проект которого безрезультатно обсуждается с конца 80-х годов). Из-за отсутствия качественного мониторинга и низкой эффективности проверок Росприроднадзора (компании на этот период снижают выбросы) Белый дом теперь и решил использовать отсутствие транспорта в период карантина для получения более объективной информации об источниках загрязнений воздуха.

Впрочем, как показывают внутриправительственные дискуссии, результаты исследования могут стать обоснованием и для перераспределения бюджетных средств между отраслями. Так, комментируя намерения Минфина забрать в резервный фонд правительства на борьбу с коронавирусом 15,7 млрд руб. из средств проекта «Чистый воздух», глава Росприроднадзора Светлана Радионова пригрозила инициаторам этой идеи социальным взрывом. Заинтересованный же в поддержке промышленности Минпромторг сообщил, что стоимость общественного транспорта, который планируется закупить в рамках проекта, за последние месяцы выросла почти на 0,9 млрд руб. и отставание в финансировании спровоцирует проблемы уже у производителей.

В других же регионах аргумент о загрязнении атмосферы преимущественно транспортом считают неубедительным. «На экологию Кузбасса карантин никак не повлиял. Основное количество выбросов доставляют предприятия непрерывного цикла», – говорит руководитель кемеровского отделения партии «Зеленые» Ольга Нагорная. «В период самоизоляции машин стало меньше, дышать легче не стало», – отметила она. Член рабочей группы при минэкологии Красноярского края Наталия Подоляк отмечает немалую роль в загрязнении воздуха ТЭЦ. «Спасает только ветер, который рассеивает выбросы. Когда его нет, мы закрываем окна и стараемся не выходить из дома», – пояснила она. В министерстве экологии Челябинской области отмечают, что все промышленные предприятия в Челябинске сейчас работают в обычном режиме и улучшения качества воздуха вблизи заводов не наблюдается.

Алексей Шаповалов, Юлия Сасевич, Новосибирск; Карина Кальярова, Челябинск


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное