Новости

"Это первый опыт подтягивания технологий продаж искусства к опыту фондового рынка"

Заместитель генерального директора по стратегическому развитию управляющей компании "Лидер" ЮРИЙ СИЗОВ рассказал ТАТЬЯНЕ Ъ-МАРКИНОЙ о планах компании в области инвестирования в художественные ценности.

-- Основные интересы УК"Лидер" лежат в областях, далеких от искусства?

-- Если говорить в целом о компании, мы видим себя партнером государства в основных инфраструктурных направлениях. Деньги у нас пенсионные, они должны работать с доходностью выше инфляции, они должны быть вложены надежно. Мы рассматриваем все проблемы, связанные с жизнью людей: дороги, вода, переработка мусора, малая энергетика. Говоря красиво, мы вкладываем деньги в те инфраструктурные объекты, которые нужны людям, все наши проекты -- социальные.

-- Вы полагаете, что искусство так же важно для жизни, как дороги и электричество?

-- Да, мы так считаем. Мы провели серию переговоров с Минкультом и комитетом по культуре, с музеями и специалистами, чтобы понять, насколько востребована наша идея с фондами культурных ценностей. Наш фонд будет пропагандировать искусство и одновременно приращивать средства, вложенные в него.

-- Почему вы решили сотрудничать с государственными музеями?

-- Там работают специалисты наивысшего уровня. Идя навстречу их пожеланиям, покупая конкретные произведения и отдавая им в управление, мы решаем две задачи -- даем стимул для развития науки (так как учитываем потребности искусствоведов) и даем возможность произведениям идти к народу. С другой стороны, мы понимаем, что любая выставочная жизнь произведения -- это популяризация и, значит, прирост в цене. Это повышает его капитализацию, как говорят на фондовом рынке.

-- Не кажется ли вам это слишком рискованным , особенно сейчас, в период кризиса на арт-рынке?

-- В кризис на арт-рынке, так же как на рынке недвижимости или фондовом рынке, "сходит пена". Цены близки к минимально возможным. Рынок искусства просел меньше, чем другие, и стало еще более очевидно -- чем качественнее произведение, тем устойчивее его цена. Это принцип любого биржевого игрока: "падает -- покупаем". Мы благодарны ФСФР, что она внесла эти поправки именно сейчас.

-- Этот фонд -- самый хлопотный из тех, что вы когда-либо создавали?

-- Как ни парадоксально, нет. Если вы думаете, что в коммунальном хозяйстве все организованнее, чем на рынке искусства, вы
сильно ошибаетесь.

Главное наше ноу-хау -- применение разработанных технологий из других сфер в совершенно новой области. Как делать оценку, страхование -- мы подходили с точки зрения решения именно этих вопросов. Главное -- новаторские технологические решения, в частности -- музейное управление активами. Это первый опыт подтягивания технологий продаж искусства к опыту фондового рынка, и это делает рынок искусств более прозрачным.

-- Вы уверены, что фонд, инвестирующий в искусство, будет прибыльным?

-- Нет ни одного примера разорения фондов, реально инвестировавших в искусство. Прожив свой срок, они закрывались с плюсом. Анализ мирового опыта показывает, что если работать открыто и цивилизованно, убытков не будет. Хотя кризисы в мире за последнее столетие бывали. Доходность подобных фондов оценивают по-разному -- от 10% до 30%, в зависимости от способа оценок.

-- Сколько денег вы готовы вложить в новый фонд?

-- Сегодня мы готовы вложить 3 млрд рублей в год для пилотного фонда, дальше сумму будем корректировать.

-- Когда этот фонд может быть создан?

-- Как только будут утверждены нормативные документы и вступят в силу. По приблизительным расчетам, это произойдет в сентябре. В этом случае уже до Нового года мы сможем совершить первую покупку.

 


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное