Новости

Спаянная страховка. Инструмент для страховщика, а не для пайщика

Страхование жизни не относится к наиболее популярным продуктам страхового рынка. В основном его предлагают как нагрузку к банковским продуктам, хотя в последнее время в эти программы включаются и инвестиционные продукты. Однако в любом случае от этого выигрывают в первую очередь страховые компании, которые получают надежный источник
новых клиентов.

Довольно долго программы страхования жизни были одним из самых популярных продуктов страховщиков. В 2002 году, по данным Минфина, на этот сегмент бизнеса страховщиков приходилось более трети страховых премий -- 104 млрд руб. из 300,4 млрд руб. Однако в то время были популярны налогосберегающие схемы. В настоящий момент благодаря кампании Федеральной службы по страховому надзору (ФССН) по борьбе со схемотехниками, начатой в 2004 году, страхование жизни на отечественном рынке считается очищенным от схем. В прошлом году рост рынка страхования жизни превысил 50%. Однако его доля в общем объеме российского страхового рынка невелика. По данным ФССН, за девять месяцев 2007 года сборы по страхованию жизни достигли 17,6 млрд руб., что составляет лишь 3,2% от общего объема премий. По оценкам
аналитиков Дойче Банка, к 2016 году объем рынка страхования жизни в России достигнет $8 млрд и основными его двигателями, по прогнозам аналитиков, станут частные лица. Однако пока страхование жизни в РФ прирастает в основном благодаря сотрудничеству страховщиков с банками -- продажа банковских продуктов, в первую очередь кредитование,
сопровождается страхованием жизни заемщиков. И лидером в данном сегменте рынка является "Русский стандарт страхование".

Индивидуальное страхование жизни пользуется невысоким спросом, несмотря на то что имеет ряд преимуществ, в том числе касающихся налогообложения. Как отмечает гендиректор "МРГ Лайф" Нина Смирнова, в использовании накопительного страхования есть определенное преимущество по сравнению с паевыми фондами. Как пояснила госпожа Смирнова, с 1 января 2008 года вступают в силу поправки в Налоговый кодекс, касающиеся налогообложения страховых выплат. При
накопительном страховании жизни клиент будет платить налог лишь в случае превышения доходом по этому продукту среднегодовой ставки рефинансирования ЦБ за весь период страхования. Между тем при погашении паев фонда пайщик должен платить подоходный налог с суммы превышения внесенных в фонд средств. Дополнительным достоинством
накопительного страхования, отмечают участники страхового рынка, является возврат подоходного налога с уплаченных клиентом страховых взносов. Вместе с тем, как отметила гендиректор общества страхования жизни "Россия" Маргарита Хорунжая, в настоящее время гарантированный доход по накопительному страхованию жизни составляет 3-4,5% годовых.
Это в несколько раз меньше, чем показали паевые фонды не только за предыдущие годы, но и в этом, не самом удачном году.

Поэтому участники рынка пытаются предлагать программы страхования жизни, совмещенные с инвестиционными продуктами. На Западе подобный продукт называется unit-linked. В начале ноября управляющая компания "Тройка Диалог" досрочно сформировала открытый паевой фонд акций "Тройка Диалог-Жизнь". Отличительной особенностью фонда стала необходимость заключения страхования жизни при покупке его паев. Компания позиционировала этот
фонд как вариацию продукта unit-linked.

Как отмечает Маргарита Хорунжая, предложение "Тройки Диалог" для клиента ничего не меняет. По ее словам, средства для страхования клиента будут браться из средств, получаемых УК за управление активами фонда. Поэтому вознаграждение УК будет выше, чем по другим фондам. По оценке Маргариты Хорунжей, рисковая составляющая при страховании жизни на российском рынке составляет в среднем около 1%. Тем самым управляющая компания просто расширяет круг клиентов страховой компании.

Татьяна Ъ-Гришина, Дмитрий Ъ-Ладыгин

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное