Илья Сумароков, директор СХПК «Усольский свинокомплекс»
• Про вклады. Вклады в банках размещаю. При выборе банка ориентируюсь на две вещи -- процентную ставку и надежность. Главное, чтобы банк зарекомендовал себя многолетней работой. Сейчас размещаю вклады в Гринкомбанке, Трасткомбанке и Сбербанке.
Системе страхования вкладов не доверяю: закон есть, а на практике его применение не отлажено. Поэтому точно неизвестно, сколько времени на самом деле придется ждать возврата денег.
На вкладе деньги размещаю обычно для того, чтобы накопить на крупную покупку -- на год, не дольше. В 90-х нам преподали урок, который до сих пор не забуду: откладывал каждый месяц по 100 рублей, накопилась приличная сумма. Ложился спать -- на сберкнижке было денег на Волгу, проснулся -- хватало только на бутылку водки. С тех пор не люблю копить, предпочитаю тратить на семью, особенно внуков.
Вклады у меня рублевые. Суммы там не настолько серьезные, чтобы задумываться о конвертации в иностранную валюту.
• Про кредиты. Несмотря на мое нежелание копить, трачу я в пределах разумного: никогда не покупаю что-то в кредит. Однажды в середине 90-х гг. свинокомплексу все же пришлось взять кредит -- но тогда ситуация была безвыходная. Рассчитались, и с тех пор ни разу в долги не влезали.
• Про инвестиции в недвижимость. Год назад въехал в новую квартиру. Прежнюю отдал внуку. Квартиру, кстати, покупал через жилищно-строительный кооператив: в течение трех лет был его членом, платил взносы. В 2009 году дом достроили. Выбирал кооператив осмотрительно, по рекомендации, поскольку под вывеской ЖСК нередко работают мошенники.
• Про банковские карты. Лично у меня карт банковских нет, даже зарплату получаю в кассе.
Но с некоторыми банками (Сбербанк, ВТБ) мы заключили договор по зарплатным проектам: наши сотрудники сами выбирали, как им получать зарплату -- в кассе или на карту, и на карту какого банка. Никакой принудиловки. Многие, кстати, выбрали карты. Хотя слышу время от времени нарекания -- далеко ездить, банкоматы все в Усолье и их мало.
А вот для предприятия безналичный расчет с сотрудниками даже удобнее: деньги наличные в кассе хранить не нужно.
• Про влияние кризиса. Считаю, что кризис -- оправдание для бездельников. У нас любят винить в своих бедах кого и что угодно -- Бога, кризис…
Наш свинокомплекс объемы производства за 2009 год увеличил на 9,5%. Да, средний покупатель (если он не перекупщик) стал покупать меньше: вместо двух палок колбасы -- одну. Но количество покупателей выросло.
За 2009 год мы увеличили объем продаж через собственную розничную сеть на 48%: теперь 82% всей продукции продаем сами. Открыли в 2009 году еще 4 магазина, сейчас их 19.
Цены на продукцию при этом подняли за год на 3-7%. Максимальное удорожание произошло на деликатесные товары; на линию вареных колбас, к примеру, оно было минимальным -- на 1,7%. Поменялись ли предпочтения покупателей в связи с кризисом и как это повлияло на ассортимент товара? Да, мы каждый день, кризис-некризис, анализируем покупательский спрос. Этот подход и в прошлом году не изменился.
Считаю, что про кризис нужно меньше говорить и быстрее ликвидировать его последствия. Мы в 2009 году всем сотрудникам свинокомплекса увеличили зарплату на 16%. Впрочем, как и в 2008 году. Штат с открытием магазинов вырос еще на 38 человек, т.е. на 4,5%.
• Про вклады. Вклады в банках размещаю. При выборе банка ориентируюсь на две вещи -- процентную ставку и надежность. Главное, чтобы банк зарекомендовал себя многолетней работой. Сейчас размещаю вклады в Гринкомбанке, Трасткомбанке и Сбербанке.
Системе страхования вкладов не доверяю: закон есть, а на практике его применение не отлажено. Поэтому точно неизвестно, сколько времени на самом деле придется ждать возврата денег.
На вкладе деньги размещаю обычно для того, чтобы накопить на крупную покупку -- на год, не дольше. В 90-х нам преподали урок, который до сих пор не забуду: откладывал каждый месяц по 100 рублей, накопилась приличная сумма. Ложился спать -- на сберкнижке было денег на Волгу, проснулся -- хватало только на бутылку водки. С тех пор не люблю копить, предпочитаю тратить на семью, особенно внуков.
Вклады у меня рублевые. Суммы там не настолько серьезные, чтобы задумываться о конвертации в иностранную валюту.
• Про кредиты. Несмотря на мое нежелание копить, трачу я в пределах разумного: никогда не покупаю что-то в кредит. Однажды в середине 90-х гг. свинокомплексу все же пришлось взять кредит -- но тогда ситуация была безвыходная. Рассчитались, и с тех пор ни разу в долги не влезали.
• Про инвестиции в недвижимость. Год назад въехал в новую квартиру. Прежнюю отдал внуку. Квартиру, кстати, покупал через жилищно-строительный кооператив: в течение трех лет был его членом, платил взносы. В 2009 году дом достроили. Выбирал кооператив осмотрительно, по рекомендации, поскольку под вывеской ЖСК нередко работают мошенники.
• Про банковские карты. Лично у меня карт банковских нет, даже зарплату получаю в кассе.
Но с некоторыми банками (Сбербанк, ВТБ) мы заключили договор по зарплатным проектам: наши сотрудники сами выбирали, как им получать зарплату -- в кассе или на карту, и на карту какого банка. Никакой принудиловки. Многие, кстати, выбрали карты. Хотя слышу время от времени нарекания -- далеко ездить, банкоматы все в Усолье и их мало.
А вот для предприятия безналичный расчет с сотрудниками даже удобнее: деньги наличные в кассе хранить не нужно.
• Про влияние кризиса. Считаю, что кризис -- оправдание для бездельников. У нас любят винить в своих бедах кого и что угодно -- Бога, кризис…
Наш свинокомплекс объемы производства за 2009 год увеличил на 9,5%. Да, средний покупатель (если он не перекупщик) стал покупать меньше: вместо двух палок колбасы -- одну. Но количество покупателей выросло.
За 2009 год мы увеличили объем продаж через собственную розничную сеть на 48%: теперь 82% всей продукции продаем сами. Открыли в 2009 году еще 4 магазина, сейчас их 19.
Цены на продукцию при этом подняли за год на 3-7%. Максимальное удорожание произошло на деликатесные товары; на линию вареных колбас, к примеру, оно было минимальным -- на 1,7%. Поменялись ли предпочтения покупателей в связи с кризисом и как это повлияло на ассортимент товара? Да, мы каждый день, кризис-некризис, анализируем покупательский спрос. Этот подход и в прошлом году не изменился.
Считаю, что про кризис нужно меньше говорить и быстрее ликвидировать его последствия. Мы в 2009 году всем сотрудникам свинокомплекса увеличили зарплату на 16%. Впрочем, как и в 2008 году. Штат с открытием магазинов вырос еще на 38 человек, т.е. на 4,5%.