Крупнейшие банки задали тренд на повышение комиссионных тарифов за расчетно-кассовое обслуживание клиентов (РКО). Сбербанк увеличил комиссию за ведение счета компаний в 2,5 раза, ВТБ -- почти вдвое. Таким образом банки пытаются компенсировать снижение доходов от корпоративного кредитования.
О том, что с 1 марта Сбербанк в 2,5 раза повышает тарифы на обслуживание счетов юридических лиц, "Ъ" рассказал один из московских клиентов Сбербанка. По его словам, комиссия за ведение счета увеличивается с нынешних 200 руб. до 500 руб. в месяц. Эту информацию "Ъ" подтвердили в Мещанском отделении и в центральном аппарате Сбербанка. "Мы рыночная организация и внимательно смотрим за изменениями рынка, тарифы Сбербанка были несколько ниже установившихся расценок,-- сообщил "Ъ" финансовый директор Сбербанка Александр Морозов.-- Кроме того, проценты, начисляемые Сбербанком на остатки средств компаний на их счетах, выше среднерыночного уровня, что компенсирует клиентам повышение тарифов за обслуживание счета". Сейчас на долю Сбербанка приходится порядка 30% рынка расчетно-кассового обслуживания: остатки на расчетных счетах клиентов в Сбербанке составляют порядка 1,3 трлн руб.
По словам участников рынка, столь серьезное повышение тарифов за РКО в банковской практике случается достаточно редко. "Тарифы на расчетно-кассовое обслуживание банки в той или иной степени регулируют постоянно, однако обычно повышение тарифов происходит плавно, нормальным можно считать изменение в 15-20%,-- отмечает руководитель дирекции по работе с корпоративными клиентами МДМ банка Александр Афонин.-- К тому же обычно повышение не касается действующих клиентов, которым, как правило, предлагаются более выгодные условия, чем вновь привлеченным". В Сбербанке отмечают, что более чем двукратное повышение тарифов касается именно Московского банка Сбербанка, который обслуживает Москву и Московскую область. В других регионах, по словам Александра Морозова, масштаб повышения тарифов может быть иным.
Пример Сбербанка вряд ли станет уникальным, прогнозируют эксперты. "Банки будут все активнее повышать тарифы за комиссионное обслуживание, готовясь к неизбежному снижению уровня маржи по кредитам",-- отмечает гендиректор "Интерфакс ЦЭА" Михаил Матовников. Ближайший конкурент Сбербанка -- ВТБ уже последовал примеру крупнейшего банка страны.
Впрочем, риск оттока клиентов у банков, резко повышающих тарифы за расчетно-кассовое обслуживание, минимален, считают участники рынка. "Действия крупнейших госбанков, скорее всего, в итоге приведут к очередному повышению тарифов остальными игроками,-- считает зампред правления Абсолют банка Анатолий Максаков.-- Если комиссии будут увеличивать все банки, перераспределения клиентской базы между банками не произойдет".
Елена Пашутинская, Светлана Дементьева




SIA.RU: Главное