Новости

Цены на бензин фильтруют пошлинами. Эксперты полагают, что дефицита на рынке нет, а закрытие экспорта сырья в России может привести после вполне ожидаемой стабилизации и даже снижения цен летом 2011 года к снижению нефтепереработки в России в целом к началу 2012 года

Правительство введет с 1 июня повышенную ставку экспортной пошлины на нафту -- прямогонный бензин, используемый для производства высокооктановых бензинов, дефицит которых ощущается на внутреннем рынке. Пошлина на нафту будет приравнена к повышенной пошлине на бензин -- 90% от пошлины на нефть, или $415,8 за тонну. Как сообщил "Ъ" источник в Минфине, прямогонный бензин в проект постановления о ставке июньских пошлин был добавлен по инициативе Минэнерго. В настоящий момент проект постановления согласован Минфином, Минэнерго и Минэкономики, однако источники не исключают, что в документ в последний момент может внести какие-либо изменения вице-премьер Игорь Сечин.

Напомним, что с конца апреля 2011 года в различных регионах фиксируется дефицит высокооктановых бензинов, обусловленный госрегулированием цен, запретом на реализацию бензина "Евро-2", а также разрывом устоявшихся логистических связей, вызванных "рекомендацией" правительства продавать нефтепродукты на бирже. Ответом правительства стало повышение экспортных пошлин -- с 1 мая ставка пошлины на высокооктановые бензины была повышена до 90% от ставки пошлины на нефть.

Уход компаний в более рентабельный экспорт нафты после повышения экспортной пошлины на бензины был вполне предсказуемым. Вероятнее всего, оперативные данные Минэнерго показали существенный рост экспорта нафты. В Минэнерго вчера комментировать ситуацию отказались. Источники на рынке в беседе с "Ъ" утверждают, что ряд компаний, в частности ТНК-ВР, увеличили экспорт нафты в ущерб поставкам бензина на внутренний рынок. В компании опровергают это предположение.

По словам экспертов, введение повышенной экспортной пошлины на бензин не изменило ситуации с топливом. "Как такового, дефицита бензина на рынке нет, есть ажиотажный спрос, вызванный разрушением хозяйственных связей между ВИНК и независимыми АЗС",-- заявил "Ъ" директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков.

"Повышение пошлины на нафту и запирание ее в России ни к чему хорошему не приведет",-- полагает руководитель отдела нефтепродуктовых рынков ИГ "Петромаркет" Александра Зубачева, пояснив, что российской нефтехимии, основному потребителю нафты, не нужно такое количества сырья. В итоге единственным результатом повышения пошлин на нафту станет снижение рентабельности ее экспорта. Вкупе с высокими пошлинами на бензин это повлияет и на рентабельность российских НПЗ в целом. "Хотят запирать -- пусть запирают. Но они дозапираются до того, что просто сократится переработка нефти, так как заниматься ею станет невыгодно",-- считает эксперт.

Источники в компаниях заявили "Ъ", что повышение экспортной пошлины на нафту -- это попытка Минэнерго сделать хорошую мину при плохой игре. Майское повышение пошлин на бензин не изменило ситуацию, так как проблема, с которой борется правительство, системная.

Александр Гудков, Дмитрий Бутрин

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное