"Роснефть" и ЛУКОЙЛ пожаловались Владимиру Путину на проблемы с качеством российского бензина, который выпускают мини-НПЗ. Нефтяники уже нашли способ борьбы с конкурентами: обязать НПЗ заключать как минимум десятилетние контракты на покупку нефти. Отраслевые эксперты отмечают, что в результате заводы, пока не принадлежащие крупным
компаниям, попадут к ним в зависимость. Чиновники пока не готовы поддержать эти инициативы.
Письмо на имя Владимира Путина (копия есть в распоряжении "Ъ") подписано главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым и президентом "Роснефти" Сергеем Богданчиковым. На долю компаний приходится более трети российской нефтепереработки. В письме нефтяники обращают внимание на рост благосостояния российских граждан, отмечая, что это дает предпосылки к дальнейшему увеличению парка автотранспорта и потреблению моторного топлива. С одной стороны, указывают авторы
письма, это стимулирует наращивать объемы переработки, однако одновременно является стимулом и для строительства новых так называемых мини-НПЗ, "как правило, работающих по упрощенным технологическим схемам". Компании отмечают, что "зачастую в качестве сырья используется нефть, полученная в результате несанкционированных врезок в трубопроводы и хищений на нефтепромыслах".
По мнению нефтяников, способ борьбы с недобросовестными заводами прост: необходимо ужесточить лицензирование нефтеперерабатывающих предприятий и в качестве обязательных условий "рассматривать наличие у НПЗ долгосрочных (не менее десяти лет) контрактов на поставку и транспортировку нефти", а также мощностей, соответствующих нормам
евростандарта. Владимир Путин поручил рассмотреть письмо премьеру Виктору Зубкову и главе Минпромэнерго Виктору Христенко.
В Минпромэнерго "Ъ" сообщили, что считают недостаточно обоснованным введение новых видов лицензирования. "Эффективность контроля должна быть обеспечена на всех стадиях -- производства, транспортировки и реализации продукции в соответствии с действующим законодательством",-- говорят в министерстве. "Никто не ставит перед собой целью ликвидировать какой-то вид бизнеса как класс, в том числе и мини-НПЗ,-- уточняют в Минпромэнерго,-- но надо
понимать, что финансовыми, производственными, технологическими ресурсами, необходимыми для организации производства топлива высокого качества, обладают достаточно крупные структуры".
Аналитики считают, что мерами, предлагаемыми "Роснефтью" и ЛУКОЙЛом, проблему качества бензина вряд
ли удастся решить. "Изготавливать некачественное топливо можно не только на НПЗ, но, например, и на нефтебазах",-- отмечает Денис Борисов из ИК "Солид".
Денис Ъ-Ребров




SIA.RU: Главное