Новости

Железные дороги станут медными. ОАО РЖД взялось за разработку Удокана

Вчера Минприроды сообщило, что в течение недели будет объявлено о проведении конкурса по Удокану -- за это время Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) должно завершить разработку условий его проведения.

"Ъ" удалось ознакомиться с проектом приказа Роснедр "Порядок и условия проведения конкурса на право пользования недрами Удоканского месторождения", в котором уже фигурирует конкретная дата подведения его итогов -- 17 июля.

Победитель получит лицензию на право "добычи меди и попутных компонентов" на Удокане сроком на 20 лет в обмен на выполнение ряда условий. Во-первых, не позднее чем через 30 месяцев с момента получения лицензии он должен утвердить технический проект освоения Удокана (включая положительные заключения госэкспертиз). Во-вторых, уже через пять с половиной лет начать промышленную добычу меди, построив первую очередь ГОКа производительностью не менее 5 млн тонн руды в год. Еще через полтора года ГОК должен выйти на проектную мощность с объемом производства не менее 33 млн тонн руды в год. И наконец, через семь с половиной лет победитель должен построить и запустить на Удокане металлургический завод с объемом производства не менее 200 тыс. тонн черновой и рафинированной меди в год. По оценкам МПР, затраты на весь проект, включая строительство медеплавильного меткомбината, могут составить $1,6 млрд.

Удоканское месторождение меди расположено в 30 км южнее железнодорожной станции Чара Байкало-Амурской магистрали (Читинская обл.). На долю Удокана приходится 15% мировых запасов, это третье в мире месторождение по запасам. По состоянию на 1 января 2008 года балансовые запасы категории B+C1 составили 14,4 млн тонн меди
(содержание меди 1,56%), 7,3 тыс. тонн серебра и 1,9 тонны золота.

В начале марта появилась информация, что Удоканом заинтересовалась госкорпорация "Ростехнологии", которая намерена пойти на конкурс вместе с ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и частным инвестором. Более того, госкорпорация попросила передать ей 100% акций института "Гипроцветмет", прошлой весной выигравшего конкурс Роснедр на проведение переоценки Удокана. Субподрядчиком "Гипроцветмета" стал ГМК "Норильский никель", также называвшийся в
числе претендентов на Удокан. Однако альянс "Ростехнологий" с РЖД развалился еще до объявления конкурса.

Как рассказал вчера "Ъ" президент ОАО РЖД Владимир Якунин, для участия в конкурсе по Удокану ОАО РЖД создает консорциум с Внешэкономбанком (ВЭБ) и УГМК, в котором у РЖД и ВЭБа будет в общей сложности 51%. РЖД, по его словам, вносит недостроенную ветку к Чинейскому месторождению меди и будет курировать в консорциуме транспортную инфраструктуру, ВЭБ обеспечит существенную часть финансирования, а УГМК станет отраслевым оператором проекта. "РЖД
планирует оставаться в консорциуме, пока не окупит своих вложений,-- сообщил "Ъ" господин Якунин.-- Учитывая долгосрочный характер проекта, это может произойти нескоро". Серьезных конкурентов Владимир Якунин не видит. В УГМК и ВЭБе официально не комментируют свои планы относительно Удокана.

В "Норильском никеле" говорят, что "компании потенциально интересны месторождения типа Удокана, но решение всегда принимаются, исходя из экономической целесообразности".

Директор аналитического департамента UBS Алексей Морозов считает, что "Норникель" вполне способен участвовать в торгах самостоятельно или вместе с партнерами BHP или Rio Tinto, которых компания привлекла для освоения новых месторождений в России. "Я думаю, что фаворит -- "Норникель". Они, как генподрядчики по доразведке месторождения,
наиболее хорошо информированы, у них было время его досконально изучить, у них есть деньги и партнеры",-- cчитает старший аналитик Lehman Brothers Владимир Жуков. При этом, отмечает он, медь -- это тот металл, где "Норникель" может спокойно наращивать долю своего присутствия на рынке без опасения появления ограничений со стороны антимонопольных органов.

Елена Ъ-Киселева, Рената Ъ-Ямбаева, Мария Ъ-Черкасова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное