Новости / Экономика

Как меняется отношение российского бизнеса к требованиям устойчивого развития

Недавнее ежегодное исследование корпоративной повестки устойчивого развития Б1 за 2022–2023 годы под названием «ESG-практики российских компаний: стабильность vs переменчивость» фиксирует изменение основных драйверов внедрения ESG-метрик в российских компаниях — теперь это требования к устойчивому развитию на азиатских рынках, обновление международных стандартов отчетности, а также развитие внутреннего климатического регулирования.

За 2022–2023 годы 56% респондентов Б1 переориентировались на рынки сбыта Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), стран Ближнего Востока и Северной Африки (16% планируют создавать там совместные компании и делать капитальные вложения). По состоянию на второе полугодие 2023 года 60% компаний вели свою деятельность в странах этих регионов (АТР и страны MENA) и лишь 20% из них располагали существенной долей экспорта / выручки, которая приходится на этот рынок. Впрочем, 70% опрошенных нашли на этих рынках «новых партнеров для выстраивания цепочек поставок», отмечают авторы доклада.

Всего в опросах приняли участие 60 крупных российских компаний из восьми отраслей. В отраслевом составе выборки Б1 больше всего горнодобывающих и металлургических компаний (24%), финсектора (20%), после чего следуют производители потребительских товаров и розница, ТЭК (включая добычу), химия (все три по 12%); потом IT и медиа, транспорт (по 8%) и строительство (4%).

Разворот более половины компаний на рынки АТР и страны MENA в Б1 выделяют как один из «драйверов» ESG-повестки в России, так как компаниям приходится соблюдать требования устойчивого развития и в странах этого региона.

Еще один драйвер — использование международных стандартов отчетности (стандарт отчетности GRI за год стали использовать на 5% чаще, а TCFD — на 19%), а новые стандарты МСФО в области устойчивого развития компании восприняли серьезно и видят стимулом развития декарбонизации, инструментом оценки климатических рисков и возможностей, отмечают в Б1. При этом 44% компаний уже количественно оценивают такие риски, что позволит им отчитываться по МСФО. Отраслевые рекомендации Мосбиржи и ЦБ используют 67% и 71% респондентов соответственно. За год компании также переориентировались c преимущественно внешних на российские ESG-рейтинги.

Третья движущая сила корпоративной повестки устойчивого развития в РФ — развитие внутреннего климатического регулирования и инициатив. По данным опросов, 44% крупных компаний планируют торговать на рынке углеродных единиц РФ (40%) и других стран (4%), а 8% уже сделали это (продали или купили единицы сокращенных парниковых выбросов). «В БРИКС+ все продавцы. И только Россия как единственная среди них развитая страна может быть покупателем. Но и она хочет продавать и зарабатывать на углеродном рынке»,— замечает Михаил Юлкин из «Карбонлаб».

Последняя среди движущих сил — развитие рынка финансирования проектов в сфере устойчивого развития. По данным исследования, 68% респондентов привлекают или планируют привлекать финансирование для реализации зеленых и социальных проектов (остальные этого не делают и не планируют). При этом 24% ориентируются на зеленую таксономию РФ, 12% — на таксономию зеленых проектов ЕС, а отдельные компании — на таксономии ЕАЭС и Казахстана. Таксономию социальных проектов РФ планируют использовать 52% компаний, отмечая значимость оценки эффективности социальных инвестиций.

Раздел исследования ESG-целей и стратегий устойчивого развития открывается тем, что 84% компаний настроены оптимистично и сохраняют или даже увеличивают запланированные бюджеты и штат сотрудников для развития направления устойчивого развития.

 

Георгий Катаев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "ESG":
Все материалы сюжета (293)