Количество продавцов на маркетплейсах, работающих как самозанятые, по итогам первого квартала 2024 года сократилось на 10% год к году. Такие данные приводятся в исследовании Tinkoff Data и Pro Wildberries. Это связано с активной перерегистрацией селлеров в индивидуальные предприниматели (ИП), число которых на маркетплейсах за год выросло на 27%.
В Tinkoff Data перерегистрацию продавцов в ИП связывают с быстрым достижением ими лимита по выручке. Директор группы «Яковлев и партнеры» Мария Яковлева напоминает, что максимальный доход для самозанятых — 2,4 млн руб. Статус ИП, по словам директора практики «КСК Групп» Михаила Меркулова, позволяет повысить объем выручки до 265 млн руб. Процесс регистрации юрист называет простым, но предупреждает, что у продавцов появятся новые обязанности: придется вести и регулярно подавать налоговую отчетность, платить страховые взносы, потребуется кассовый аппарат, возникает риск штрафов.
Читайте также:
Рост оборотов бизнеса самозанятых мог быть частично продиктован опережающим увеличением цен. Такие продавцы, по данным исследования Tinkoff Data, часто продают одежду и аксессуары. Согласно данным ЦРПТ, в первом квартале 2024 года цены на текстиль выросли в среднем на 9–22% год к году в зависимости от категории. Общий объем продаж при этом увеличился на 12,8% год к году. В Fashion Consulting Group отмечают, что за 2023 год одежда и обувь подорожали в среднем на 20–35% при инфляции 7,5%. Еще одним фактором, согласно наблюдениям Tinkoff Data, могло стать расширение с 1 апреля этого года системы маркировки, ставшей обязательной для большинства наименований одежды. Продавать подлежащие маркировке товары самозанятые не могут.
Согласно Tinkoff Data, 57% самозанятых продавцов в первом квартале работали на Wildberries, годом ранее — 74%. Доля Ozon увеличилась с 24% до 41%, маркетплейс стал единственной площадкой, где число таких селлеров за год не сократилось.
Александра Мерцалова