Новости / Экономика

Без ИИ и Big Data – продукт вчерашнего дня

Телеком во всем мире растет очень медленно: хорошим результатом считается прирост на 5%. Выручка МТС по итогам 2023 года выросла на 13,5%. По словам президента компании Вячеслава Николаева, это стало возможным благодаря правильно выбранной стратегии. С 2019 года МТС создает собственную экосистему цифровых сервисов и планирует, что доля выручки от новых направлений к 2026 году сравняется с выручкой от услуг связи. Какие новые высокотехнологичные сервисы популярны у клиентов? Как меняются услуги связи при внедрении искусственного интеллекта? И где взять необходимые рынку вычислительные мощности? Об этом топ-менеджеры МТС рассказали на ежегодной конференции в Москве.

«Мы по-прежнему телеком»

150 миллионов – столько касаний ежедневно происходит у клиентов с сервисами экосистемы МТС. Частотное взаимодействие позволяет лучше узнать клиента и предложить нужный сервис именно тогда, когда он необходим. 

Вячеслав Николаев, президент МТС: 

– Пожалуй, самый важный наш результат – рост числа экосистемных клиентов – тех, кто пользуется двумя и более продуктами нашей экосистемы. По итогам 2023 года их число достигло 15,1 млн. Выручка от новых сервисов тоже динамично растёт, и это радует. Параметры среднего чека, оттока… все эти показатели остаются на хорошем уровне. Это означает, что мы идём в правильном направлении. 

При этом мы по-прежнему телеком. Сетевая платформа не работала бы, если бы у нас не было качественной базовой услуги. Сегодня ни один сервис не может обойтись без Big Data и искусственного интеллекта. Поэтому мы внедряем их даже в стандартные продукты. Более того, я считаю, что, если бизнес делает продукт без использования новых технологий, он делает продукт вчерашнего дня.

«Телефонный помощник предупредит, что вам звонит мошенник»

Добавляя элементы искусственного интеллекта и Big Data в привычные услуги, МТС меняет сценарии их использования. 

Инеcса Галактионова, первый вице-президент по телекоммуникационному бизнесу МТС:

– Самый ценный ресурс, которым мы с вами владеем, – это время. И, конечно, любые технологии и решения, которые позволяют нам экономить либо использовать его более эффективно, становятся очень востребованными. 

В 2022 году мы представили на рынок МТС Защитник, и за 2023 год нам удалось заблокировать более 2 млрд спам-звонков. Сейчас мы внедряем новые функции, в которых искусственный интеллект распознает синтезированный голос, а Big Data, используя порядка 50 различных методик, вычисляет, не звонит ли вам мошенник, и предупреждает вас об этом прямо во время разговора. 

Встроенный телефонный помощник поможет, не прерывая разговор, найти нужную информацию, а по завершении разговора по вашей просьбе пришлет вам содержание беседы. Эти и другие функции уже к концу года будут доступны абонентам. 

«Мультиформатные проекты погружают в мир эмоций»

Одно из быстрорастущих направлений в цифровой экосистеме МТС – развлекательное. В 2023 году было принято решение объединить KION, МТС строки, МТС музыку и МТС лейбл в одну вертикаль под брендом МТС Медиа. Комплекс сильных контентных предложений даёт компании возможность создавать больше мультиформатных проектов.

Елена Бальмонт, генеральный директор МТС Медиа:

– Наш флагман – онлайн-кинотеатр КИОН – очень молодой сервис, ему всего три года. Но за это время мы выпустили 80 собственных больших Originals. Аудитория сервиса постоянно растет и сейчас составляет почти 9 млн пользователей. Все это нас вдохновляет и дает возможность развиваться в других направлениях. 

Мы уже были свидетелями, как сериалы становятся событием национального масштаба. А теперь видим как в прокате полный метр может собрать и два, и четыре, и шесть миллиардов рублей. Время, которое наш пользователь может потратить именно на развлечения, – ограничено. Поэтому мы как система хотим дать нашим пользователям совершенно разные развлечения в разных жанрах и обеспечить тем самым более объёмное погружение пользователей в мир эмоций.

«Нам важно менять культуру блогинга»

На конференции МТС представили новую пользовательскую видеоплатформу NUUM, запущенную в виде бета-версии в конце 2023 года. Контентная команда сервиса состоит из 40 человек, десять из которых пришли из TikTok. По итогам апреля ежемесячная аудитория NUUM составила более 5,2 млн уникальных пользователей. МТС планирует нарастить популярность сервиса введением понятной схемы монетизации для создателей контента.

Наталья Братчикова, руководитель блока развития соцмедиа платформ МТС:

– Нам также важно менять культуру блогинга. Именно поэтому мы запустили онлайн акселератор для видеооператоров. Это бесплатная четырёхнедельная программа интенсивного обучения. Мы научим наших креаторов снимать видео, использовать фичи платформы. А главное – научим тонкостям и юридическим аспектам того, как вы можете заработать. Звездным лицом курса стала Карина Мурашкина – девушка, чей стремительный взлет лучше всего иллюстрирует миссию NUUM: социальный лифт возможен для каждого, кто готов быть креативным, нестандартным, удивительным и близким к своей аудитории.

«Мы драйвим бизнесы, входящие в экосистему»

Тот, кто создавал новые продукты и выводил их на рынок своими силами, знает, насколько это сложно. Масштабные задачи нельзя решать в одиночку, уверен Вячеслав Николаев. По его словам, сейчас МТС делает упор на работу с командами, которые уже прошли часть пути самостоятельно, а теперь хотят масштабироваться. 

Максим Лаптев, директор по продуктам и партнерствам МТС:

– Два года назад мы обнаружили новый быстрорастущий тренд – кишеринг. А сегодня в семейство МТС уже входит динамичная компания Юрент, которая предоставляет в аренду электросамокаты и велосипеды в крупнейших городах России и в партнерстве с которой мы готовимся запустить новый сервис – шеринг пауэрбанков. Мы очень довольны первыми результатами объединения: количество уникальных пользователей Юрента за апрель год году увеличилось в 2,5 раза. Количество поездок выросло в три раза, а доля поездок с экосистемной программой лояльности МТС Премиум – с 5% до 62%. Этот пример хорошо иллюстрирует нашу возможность драйвить бизнесы, входящие в экосистему МТС.

«Вычислительные мощности – это валюта будущего»

Разработка и внедрение новых сервисов с использованием Big Data и искусственного интеллекта требуют серьезных вычислительных мощностей. В России их не хватает. Самый совершенный на сегодняшний день суперкомпьютер Frontier мощностью 1200 петафлопс находится в США. И таких компьютеров в Штатах – больше сотни, в России же – около 100 петафлопс приходится на всю страну. Задача найти необходимую мощность не решается «в лоб» – нужно искать нестандартные подходы, считают в МТС. РОЙ/9 Future Crew – как раз такая попытка нестандартного решения. 

Евгений Черешнев, вице-президент по стратегии и инновациям МТС:

– Я уверен, что вычислительные мощности – это валюта ближайшего будущего. Любой владелец вычислительной техники может зайти на платформу РОЙ/9, подключить в нее смартфон, компьютер, видеокарту, гейминговый или дата-центра и монетизировать свои вычислительные мощности. С другой стороны потребитель может на платформе запросить необходимые ему ресурсы. 
Как человек, рожденный в СССР, я считаю, что не все проекты обязаны сразу быть коммерчески эффективными. Иногда надо потратить время и просто что-то сделать. Особенно если это касается медицины, генетики, космоса… С платформой РОЙ/9 самый обычный человек может посодействовать развитию целой отрасли. Если я люблю космос, то могу предоставить свои вычислительные мощности в копилку, например, Пулковской обсерватории. Пусть они при помощи моего компьютера обсчитывают данные с какого-нибудь спутникового радиотелескопа. По-моему, это круто!

Наталья Понамарева

МТС В ЦИФРАХ

  • 606 млрд рублей – выручка группы за 2023 год (+13,5%)
  • 86,8 млн абонентов в России и Беларуси (было 85,7 млн)
  • 15,1 млн клиентов экосистемы (+11,9% было 13,5 млн)
  • 46,1% B2C выручки обеспечили экосистемные клиенты
  • 61 тыс. – количество сотрудников группы в России и за рубежом.
КСТАТИ 
В 2019 году компания МТС в поиске новых точек роста определила стратегию Customer Lifetime Value 2.0 (CLV 2.0), которая нацелена на построение устойчивого цифрового экосистемного бизнеса. Были выделены бизнес-вертикали: телеком, финтех, медиа, облачные услуги и цифровые решения для корпоративных клиентов. Ядро экосистемы – телекоммуникационный бизнес. В 2024 году МТС продолжает переводить все IT-ресурсы компании на единую платформу – The Platform, которая обеспечивает бесшовную интеграцию сервисов экосистемы. 

/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Форум МТС 2024: Трансформация реальности":
Все материалы сюжета (11)