«Вызывавшие некоторый когнитивный диссонанс сдержанно-одобрительные программные заявления крупных бизнесменов о поддержке планов властей о «справедливом перераспределении», а по факту — повышении налоговой нагрузки, в том числе на их компании, начинают, наконец, сменяться здоровой критикой», – отмечает корреспондент "Коммерсант" Анатолий Костырев.
Одну из громких кампаний в последние дни начали производители удобрений. В эфире телеканала «Россия 24», который цитирует «Интерфакс», президент Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), бывший глава «Фосагро» Андрей Гурьев заявил, что в ситуации низких мировых цен на удобрения высокий НДПИ негативно влияет на развитие рудно-сырьевой базы и принятие инвестиционных решений по новым проектам. Кроме того, подчеркнул он, НДПИ для отрасли уже индексировался в 2020 и 2021 годах и сегодня для производителей фосфатного сырья в себестоимости добытой руды на налог приходится 28% — один из самых высоких в мире показателей.
Гендиректор «Фосагро» Михаил Рыбников сказал «РИА Новости», что на этой неделе Минпромторг и Минэкономики проведут совещания с производителями удобрений, выразив надежду на пересмотр параметров налоговой реформы.
Читайте также:
Представители других рентных отраслей, которых также должно коснуться повышение налогов, по крайней мере на публике все еще сдержаны. Гендиректор «Полюса» Алексей Востоков в комментарии ТАСС предпочел назвать стакан наполовину полным, отметив, что готовящаяся параллельно отмена курсовой экспортный пошлины позволит золотодобытчикам получить выгоду от растущего спроса.
Более активная на этом в целом благостном фоне публичная кампания производителей удобрений может быть связана с тем, что эта отрасль в целом еще не привыкла к повышенному вниманию к как к источнику пополнения бюджета. До индексации НДПИ в 2020 году основной нагрузкой участников рынка, как считается, было предоставление скидок аграриям при поставках на внутренний рынок. Затем же, помимо повышения налога на добычу, появились экспортные квоты и пошлины. Да и от санкций ее экспортеры пострадали меньше многих других.
Именно экспортная линия «торга» вокруг налогов сейчас выглядит наиболее вероятной.