Новости

Удаленка идет на убыль

За последний год в России сократилось число компаний, в которых сотрудникам разрешено работать удаленно, свидетельствуют результаты опроса рекрутингового портала SuperJob. Доля организаций, в которых существует такой формат, упала сразу на 10 процентных пунктов — до 32%. В опросе приняли участие более 1 тыс. менеджеров по персоналу и других сотрудников кадровых служб.

Как известно, удаленная занятость стала активно расти в период пандемии — прежде всего из-за введенных властями противоэпидемических ограничений. В относительных показателях ее прирост был значительным — с нескольких сотен тысяч человек в допандемийный период до почти 4 млн в 2022 году (данные Минтруда). Впрочем, на фоне размера всего рынка труда РФ доля удаленных работников все равно оставалась незначительной — при численности занятых свыше 70 млн человек она составляла примерно 5–6%.

После того как противоэпидемические ограничения были сняты, многие работодатели оказались перед выбором — оставлять сотрудников на удаленке или нет. Многие компании тогда приняли решение сокращать удаленную занятость. Этому было несколько причин. Во-первых, часть предприятий столкнулись с сокращением производительности таких работников и не смогли организовать их работу в удаленном формате так, чтобы снова сделать ее эффективной. Во-вторых, поскольку весной 2022 года после начала военной операции часть работников эмигрировали, это создало для компаний риски выставления штрафов за нарушение норм законодательства — в удаленном формате они зачастую не могли проконтролировать место физического нахождения своего работника.

В 2024 году тренд на сокращение удаленных рабочих мест продолжился, следует из данных опроса SuperJob. Интересно, что предприятия и организации в регионах нанимают сотрудников на удаленную работу чаще (34% от общего числа), чем компании из Москвы (30%) и Санкт-Петербурга (28%). Доля сотрудников, работающих дистанционно, при этом в среднем относительно невелика в сравнении со штатной численностью предприятия. В семи из десяти компаний она составляет менее 10% от штатной численности персонала. Чаще на удаленке оставляют айтишников, менеджеров по продажам и сотрудников финансовых отделов, реже — сотрудников закупочных департаментов, а также работников, занимающихся маркетингом и документооборотом.

Анастасия Мануйлова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное