Владимир Путин заявил о желательности полной электрификации БАМа. «На всем протяжении БАМа предстоит проложить сплошные вторые пути,— сказал президент на пленарном заседании ВЭФ.— При этом уже сейчас нужно думать о перспективе. Считаю, что нам нужно сделать БАМ не только полностью двухпутным, но и электрифицировать эту магистраль». В ОАО РЖД электрификацию не комментируют.
ОАО РЖД сейчас завершает второй этап расширения БАМа и приступает к третьему, в ходе которого по преимущественно однопутному БАМу должны быть практически на всем протяжении уложены вторые пути — в общей сложности 1,8–2 тыс. км, говорил в июле заместитель гендиректора ОАО РЖД Андрей Макаров. О сплошной электрификации в паспорте третьего этапа, утвержденном в апреле, речи не идет.
Сейчас ОАО РЖД ведет работы по электрификации восточных участков БАМа — Комсомольск-на-Амуре—Ванино, ведущего к Тихому океану, и Комсомольск—Волочаевка, соединяющего БАМ с Транссибом. Завершение работ планируется на конец 2026 и 2025 года соответственно. Базовая стоимость — около 220 млрд руб.
Нуждающееся в электрификации расстояние от Таксимо до Комсомольска — 2,3 тыс. км — в три раза превышает протяженность электрифицируемых участков. Таким образом, если ориентироваться на затраты по электрификации восточного БАМа, полная электрификация может обойтись в 660 млрд руб.
Читайте также:
Но собеседник “Ъ” в отрасли говорит, что цифра не отражает реальные затраты, так как участки отличаются по сложности подвоза материалов, а долгие сроки означают существенный рост стоимости.
В «Системном операторе» (диспетчер единой энергосистемы) говорят, что перспективные потребители в западной части БАМа есть, но масштабные планы, в том числе электрификация БАМа, потребуют строительства новых электростанций. В «Россетях» “Ъ” сообщили, что обсуждают с ОАО РЖД возможность реализации электроснабжения всего БАМа. Это требует развития существующих сетей (высоковольтных линий 220 кВ вдоль БАМа), что повысит и надежность электроснабжения потребителей, а также окажет влияние на развитие новых месторождений и производств, говорят в «Россетях». Называть конкретные цифры в компании сочли «преждевременным».
Наталья Скорлыгина, Татьяна Дятел, Владивосток