Российский авторынок последние недели живет ожиданием начала поэтапного повышения утилизационного сбора с 1 октября. Продажи новых автомобилей из-за опасения роста цен обновляют максимумы с начала кризиса 2022 года, а импортеры и перевозчики отмечают заторы на границе с Китаем из-за увеличения ввоза транспортных средств на 50%. Дилеры тем временем готовятся к постепенному повышению цен и отмечают сокращение программ поддержки брендов.
Спрос на легковые автомобили в России обновляет максимумы с начала кризиса 2022 года. В августе, по данным «Автостата», продажи новых машин выросли на 8,9% к июлю и на 35,1% по сравнению с августом 2023-го, до 148,33 тыс. штук, превысив предыдущий рекорд, установленный в марте. В первую неделю сентября было реализовано 38,11 тыс. штук новых автомобилей, что стало недельным максимумом с апреля. По итогам сентября дилеры ожидают нового рекорда и прогнозируют продажи на уровне 155 тыс. новых машин.
Одна из основных причин разогретого спроса — ожидание роста цен в связи с планируемым с 1 октября повышением утилизационного сбора — платежа за каждое произведенное или ввезенное в РФ транспортное средство. Российские заводы могут получить компенсацию утильсбора в зависимости от уровня локализации на основе балльной системы, прописанной в 719-м постановлении правительства. Утильсбор с импорта — прямой доход бюджета.
По разработанному Минпромторгом проекту постановления, с 1 октября размер утильсбора на новые легковые автомобили с двигателем от одного до двух литров должен вырасти с 300,6 тыс. руб. до 556 тыс. руб. На машины с двигателем от двух до более трех литров платеж увеличивается в 1,8 раза, до 1,56–2,28 млн руб. в зависимости от объема.
Повышение предусмотрено также в 2025 и 2030 годах. Индексация затрагивает и легкие коммерческие, грузовые автомобили, автобусы, полуприцепы, а также некоторые виды дорожно-строительной техники (ДСТ).
По словам собеседников “Ъ”, не исключено, что первый этап повышения утильсбора может быть отложен до начала 2025 года. Они отмечают, что подписанное постановление до сих пор не опубликовано. В Минпромторге сообщили “Ъ”, что проект постановления находится на рассмотрении в правительстве в соответствии с процедурой.
Читайте также:
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин полагает, что повысить утильсбор решили на основании мнения, что российский автопром пострадает от экспансии китайских производителей, а также с расчетом, что бренды из КНР откажутся от экспорта в пользу сборки в РФ. А тех лоббистских возможностей, добавляет он, которые были у концернов из других стран, владевших автозаводами в РФ до 2022 года, нет. Активнее всего за повышение утильсбора в 2024 году выступали в АвтоВАЗе. «Многие китайские бренды начинают "пробивать" планку утильсбора и заходить на традиционные рынки — в фокус-группы, для которых выпускается продукция из наших моделей»,— рассказывал в марте этого года «Интерфаксу» глава АвтоВАЗа Максим Соколов.
В преддверии повышения утильсбора машины хлынули через границу с Китаем, создавая заторы на пунктах пропуска.