С 1 ноября в России вступает в силу закон, который регулирует работу каналов с аудиторией более чем 10 тыс. подписчиков. Последние обязаны будут передавать сведения о себе в Роскомнадзор. Для не зарегистрированных в перечне регулятора блогеров устанавливаются ограничения:
- на размещение рекламы российскими рекламодателями
- на репост другими каналами их сообщений
- на распространение информации о возможных способах финансирования канала и его владельца.
Как пояснял председатель комитета Госдумы по информационной политике, связи и IT Александр Хинштейн, это требование коснется и каналов в Telegram. «Многие из них по влиянию уже превосходят традиционные СМИ, а вот их владельцы практически не несут ответственности за распространяемую информацию, включая и фейки. Если законопроект будет принят, владельцы каналов с аудиторией более 10 тыс. подписчиков будут обязаны подать регулятору сведения о себе и не распространять запрещенную информацию»,— указывал депутат. Речи о блокировке каналов без идентификации не идет, уточнял господин Хинштейн: «Но такие “анонимы” не смогут размещать рекламу, собирать донаты, а их посты не должны будут репоститься другими каналами».
Один из главных вопросов — распространится ли действие закона на все соцсети или же только на те, которые Роскомнадзор внес в специальный реестр, говорят юристы. «С одной стороны, понятно желание государства распространить регулирование максимально широко. С другой — не любая социальная сеть предполагает функционал маркировки пабликов всей необходимой информацией. Взять, например, TikTok или каналы в Telegram»,— говорит партнер практики интеллектуальной собственности Comply Максим Али.
Роскомнадзор в сентябре представил для публичного обсуждения проект ведомственного акта о ведении реестра (документ был удален с портала общественного обсуждения), в сопроводительных документах к нему упоминался список социальных сетей — при этом социальных сетей экстремистской Meta в нем не было, отмечает юрист. В ведомстве на момент удаления текста проекта уточнили, что в ближайшее время подготовят обновленную версию. Дело в том, что одним из требований нормативного акта была публикация данных о владельцах таких каналов. Впрочем, уже на следующий день заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин сообщил, что реестр блогеров с аудиторией свыше 10 тыс. подписчиков по договоренности с Роскомнадзором все же не будет находиться в открытом доступе. В своем Telegram-канале депутат уточнил, что реестр будет функционировать по схожей схеме с реестром организаторов распространения информации в интернете.
Информация о составе сведений, которые нужно подавать в Роскомнадзор, появится уже в подзаконных актах, в том числе в постановлении правительства, объясняет партнер практики интеллектуальной собственности Comply Максим Али.
Закон прямо не устанавливает, кто несет ответственность за нарушение: рекламодатель или рекламораспространитель, то есть канал, говорят юристы. Специальная ответственность для таких нарушений пока не установлена: возможно, она будет введена позднее.
Валерия Лебедева