Запасы легковых автомобилей китайских брендов на складах дилеров и импортеров в России к концу сентября сократились до примерно 80 тыс. штук, что соответствует средним показателям, подсчитали в «Газпромбанк Лизинге». Пиковые значения, по данным компании, фиксировались в феврале, когда стоки достигали 94 тыс. машин.
Директор департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк Лизинга» Вячеслав Михайлов объясняет динамику активной распродажей автомобилей, ввезенных в конце 2023 — начале 2024 года, а также отказом дилеров от затоваривания складов из-за прогноза по снижению потребительской активности в связи с повышением утильсбора с 1 октября и роста ключевой ставки. По оценкам компании, текущий объем запасов может быть реализован в течение месяца.
В «Автостате» также отмечают снижение запасов автомобилей китайских брендов с высоких уровней конца 2023 года, не приводя актуальных цифр. Директор по развитию и продажам «Авто.ру Бизнес» Даниил Шкурыгин говорит, что стоки у дилеров не растут, оценивая запасы на уровне начала 2024 года — в 125–130 тыс. штук.
Независимый автомобильный эксперт Олег Мосеев связывает рекордные запасы автомобилей китайских брендов в начале года с амбициями автопроизводителей из КНР, рассчитывавших на продажи, превышающие возможности российского авторынка.
«В четвертом квартале прошлого года производители вели активную работу с дилерами по наполнению складов. Плюс это было условием получения статуса дилера: стартовый пакет у многих был 100 машин. Произошло "перезатоваривание"»,— говорит он. Сейчас, продолжает эксперт, дилеры поняли, что «китайская игра» — в одни ворота, потому отказываются от дополнительных складов.
По данным «Автостата», в августе было продано 90 тыс. новых автомобилей китайских брендов, что стало рекордным показателем для машин из этой страны. В пятерку самых популярных марок китайских автомобилей в том месяце вошли Haval, Chery, Changan, Jetour и Omoda. Продажи всех новых машин на фоне ожидания роста цен из-за планируемого повышения утильсбора в августе выросли на 8,9% к июлю и на 35,1% год к году, до 148,33 тыс. штук.
Читайте также:
Гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский говорит, что компания стремится к снижению складов, чтобы ускорить оборачиваемость денег. По ряду позиций, таким как гибриды и электрические автомобили, по его словам, компания нарастит запасы перед новым годом, когда ставки по утильсбору поднимутся именно на этот сегмент.
«Сейчас действуем аккуратно и не будем затоваривать склад. Считаем, что в сентябре—октябре ожидается рост с точки зрения реализации автомобилей, а дальше — в ноябре—декабре — мы будем видеть спад»,— считает директор департамента продаж новых автомобилей дилера «Рольф» Николай Иванов. Заместитель гендиректора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев также прогнозирует, что сентябрь и октябрь будут сопровождаться активными продажами, а в ноябре и декабре спрос успокоится.
Наталия Мирошниченко