Аналитики НРА заметно ухудшили свой прогноз по развитию рынка лизинга. По итогам 2024 года они оценивают объем нового бизнеса в базовом сценарии в количестве 585 тыс. предметов, на 2,5% ниже прошлогоднего результата, отмечается в исследовании. В пессимистичном сценарии объем оценивается лишь в 520 тыс. предметов. В начале года НРА ожидало, что число предметов лизинга на рынке в 2024 году может достичь 700 тыс. Пересмотру прогноза способствовали показатели рынка по итогам трех кварталов 2024 года. По оценке НРА, за этот период объем нового бизнеса составил около 400 тыс. предметов, тогда как годом ранее объем достигал 452 тыс. единиц. О снижении показателей по итогам полугодия в денежном выражении (на 1%) заявляло агентство «Эксперт РА».
При этом наиболее «провальным» оказался сегмент оборудования, который уже по итогам полугодия обвалился почти на 30% по сравнению с прошлым годом.
Читайте также:
Отчасти это произошло из-за высоких ставок, так как лизинговые компании, входящие в банковские группы, занимаются оборудованием в меньшей степени, а для рыночных игроков стоимость фондирования растет. Кроме того, бизнес, для которого это было критично, уже обновил производственные мощности, а проекты по расширению откладываются до периода снижения ставок на рынке.
Дополнительное давление на рынок лизинга оказывает и стагнация сегмента предметов б/у, указывают в исследовании. Товары, которые можно было реализовать на вторичном рынке, уже реализованы, а китайская техника либо еще не перешла в категорию б/у, либо не ясны ее эксплуатационные свойства и возможности «дальнейшей реализации с положительным сальдо в случае изъятия техники», отмечают аналитики. Также происходит торможение темпов роста лизинга железнодорожной техники.
Пока рынок поддерживается наиболее маржинальным сегментом — лизингом легкового автотранспорта. Однако и он может оказаться под давлением уже в текущем квартале на фоне повышения утилизационного сбора, указывают эксперты НРА.
Полина Трифонова