В октябре 2024 года средний срок автокредита, выданного на новый автомобиль, составил 66 месяцев, на автомобиль с пробегом — 78 месяцев, разница в сроках по этим продуктам достигла исторического максимума, следует из данных Объединенного кредитного бюро (ОКБ). Сроки кредитов на б/у машины растут быстрыми темпами с начала весны (в марте показатель составлял 67 месяцев), у кредитов на новые машины в течение года средний срок колеблется в диапазоне от 67 месяцев до 71 месяца.
Средний размер автокредитов сравнялся в обоих сегментах и сейчас находится на уровне 1,5 млн руб., следует из данных ОКБ,
Сроки кредитования растут из-за увеличения цен на автомобили и процентных ставок: рост доходов населения не компенсирует их, поясняет старший проектный лидер Frank RG Станислав Сухов. «Чтобы предлагать клиенту подъемный ежемесячный платеж, банки вынуждены увеличивать сроки,—продолжает он.— В сегменте новых автомобилей эта проблема менее актуальна, так как рынок поддерживают субсидируемые программы от автопроизводителей — средний уровень ставок там ниже».
В основном по таким продуктам самые выгодные ставки банки предлагают на срок 1–3 года, подчеркивают в ВТБ. При этом работать по программам производителей для новых автомобилей могут четыре банка, напоминает руководитель вертикали кредитования и страхования «Авто» финтех-компании «Баланс Платформа» Алексей Бородавин. «Остальные кредиторы вынуждены работать с оставшимися предложениями, где уровень риска тоже не самый лучший. Либо они вынуждены совершенствовать свои выдачи в сегменте машин с пробегом»,— описывает ситуацию он.
Кроме сроков на историческом максимуме находится и разница в полной стоимости кредита для новых и б/у машин, следует из материалов ОКБ. Так, в октябре текущего года ПСК на новые автомобили составляла 21%, на машины с пробегом — 29%. Уже в течение двух месяцев разница держится на уровне 8 п. п., тогда как ранее она находилась в диапазоне 3–6 п. п.
Полина Трифонова