Новости

Надежда Грошева: Почему повышение НДС бьёт по региональному бюджету?

Рост налоговой нагрузки в 2026 году закономерно скажется на самочувствии бизнеса. Однако он повлияет и непосредственно на бюджет Иркутской области. О том, к каким рискам это может привести и как регион может их нивелировать порталу SIA.RU рассказала доктор экономических наук Надежда Грошева, директор Байкальской международной бизнес-школы ИГУ.

Какие последствия повышения НДС для регионального бюджета?

–  Давайте не будем забывать, что самый собираемый налог – стопроцентно прозрачный НДС – весь уходит в федеральный бюджет. Если повышается НДС – для малого бизнеса и для крупного, – то перед предпринимателями встает выбор: либо потери по НДС заложить в цену (а ее рост может негативно сказаться на объемах продаж), либо снизить свою рентабельность. Скорее всего, бизнес будет выбирать некий средний вариант, часть НДС переложив на потребителя, часть – на свою прибыль до налогообложения. Но в этом случает сумма налога на прибыль, который уходит большей частью в региональный бюджет, станет меньше.

Мы уже в бюджете на 2026 год видим, что основной источник доходов Иркутской области – это НДФЛ. Это происходит не только из-за реформы налогообложения, но и потому, что крупные компании, работающие в регионе, зарегистрированы не в нашем регионе и налог на прибыль платят не у нас.

Как региону вернуть налоговые поступления обратно домой?

–  У региональных властей здесь единственный вариант изменить ситуацию – заставить все вертикально-интегрированные компании, которые работают в области, перерегистрироваться в 38 ИНН и платить налог на прибыль здесь.

Надо применять все возможные рычаги и заставлять такие компании становиться налоговыми резидентами региона. Или всеми силами ограничивать им возможность здесь работать.

Есть ли выход из ситуации с неплатежами?

–  Еще одна проблема, [вытекающая из первой] – это неплатежи по госконтрактам.  Хотя сегодня правильнее говорить уже о неплатежах в целом.

Не только бюджет копит кредиторскую задолженность перед исполнителями контрактов, но и крупные компании – кто-то вынуждено, а кто-то, пользуясь ситуацией. Но если акты о приеме работ подписаны, у компании по закону возникает обязанность уплаты НДС и налога на прибыль. А из чего платить, если денег нет? Взять оборотный кредит под текущую ставку бизнес не может – слишком высокий процент, у компаний нет такой рентабельности. Возникает риск банкротства подрядчиков, субподрядчиков и далее по цепочке

Отдельные крупные предприятия продумывают возможность рассчитываться со своими контрагентами собственными векселями. У Иркутской области есть опыт вексельных схем. И мы понимаем, что такие схемы негативно отражаются на всей цепочке расчетов, кроме эмитента векселя, потому что вопрос ликвидности таких векселей встанет достаточно остро. Несомненно, вексель может быть приобретен дебитором эмитента, но в любом случае вся нагрузка от транзакции ложится на контрагента: получатель векселя может реализовать его с дисконтом.

Вариант решения проблемы на областном уровне – выпуск региональных облигаций для физических лиц. Помимо пополнения бюджета это может помочь аккумулировать средства населения, которые будут высвобождаться с депозитов по мере снижения ключевой ставки. А заодно сократить зависимость и региона, и компаний-подрядчиков от банковских кредитов. Надо помнить, что кредитные организации, работающие в регионе, тоже имеют не иркутский ИНН, и их деньги работают не в пользу региона.

Еще один вариант решения проблемы предложили депутаты Заксобрания Иркутской области: привлекать областные гарантийные фонды или фонды кредитования. Такие фонды могут стать посредником между контрагентами бюджета (например, строителями) и кредитными организациями, помогая компаниям получить кредит под кассовый разрыв, вызванный неплатежами, по льготной ставке. При этом часть процентной нагрузки контрагента перекладывается на сам фонд, точнее на бюджет, но компания получает возможность протянуть до того момента, как с ней рассчитается бюджет, а область сохраняет региональные компании. Банк не теряет ничего, потому что деньги прогарантированы.

Где региону искать точки роста?

– Что касается точек роста, то одной из них может быть туризм. Но это должен быть туризм с высокой добавленной стоимостью – образовательный или медицинский.

Например, при высоком качестве образования и возможном создании университетского кампуса мы можем привлечь иностранных студентов, которые приезжая в регион, привозят с собой деньги на образование, здесь питаются, покупают товары и услуги. К тому же несмотря на то, что вузы – федеральные структуры, они региональные налогоплательщики. Это достаточно сильная возможность пополнить бюджет.

Но тут есть проблема – с этого года введено квотирование коммерческого набора на ряд специальностей. С ней региону надо выходить на федеральный уровень и добиваться «защищенного» коммерческого набора для иностранцев. Логика «стране не нужны экономисты и юристы» не должна распространяться на зарубежных специалистов – пусть они в своей стране решают, кем быть.

Еще одна точка роста – и она не нова – это создание кластеров малого бизнеса вокруг крупных компаний. Необходимо обязать крупные компании, в том числе производственные, не менее 5% заказов (а далее 10, 15% и так далее) отдавать исполнителям из числа малого и среднего бизнеса региона. Это дает развитие производству, локализованному в регионе, дает новые рабочие места, налоги и так далее.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное