Новости

Рынок вагонов дал задний ход. Производство грузовых вагонов, которое в 2012 году достигло в России исторического максимума, в январе упало на 11%

Производство грузовых вагонов, которое в 2012 году достигло в России исторического максимума, в январе упало на 11%. Спрос на вагоны начал снижаться еще в прошлом году. Участники рынка рассчитывают на господдержку и запрет на продление сроков эксплуатации вагонов, без которых "будет очень тяжело". Но по оценкам аналитиков, даже при реализации всех мер поддержки производство вагонов упадет на 45%.

Производство грузовых вагонов в России в январе снизилось на 10,9% до 4,4 тыс., следует из опубликованных вчера данных Росстата. В 2012 году производство вагонов выросло на 13,3% и достигло исторического максимума -- 71,2 тыс. штук. Однако уже в декабре объемы производства начали падать -- они снизились на 2% до 5,1 тыс. По данным "Infoline-Аналитики", в январе объем производства крупнейшего российского производителя грузовых вагонов НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ) снизился на 23% до 1,4 тыс. штук. Падение наблюдалось и у "Рузхиммаша" (входит в "Русские машины"), который произвел 302 вагона, на 19% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Новокузнецкий вагоностроительный завод снизил производство на 36% до 184 штук. Незначительный рост производства (на 8% и 12%) среди крупных производителей показали лишь "Алтайвагон" и Армавирский завод тяжелого машиностроения. Тихвинский вагоностроительный завод, который в январе прошлого года еще не был запущен, произвел 550 вагонов.

Серьезное падение спроса на грузовые вагоны и объемов их производства участники рынка прогнозировали еще в 2012 году.

Вчера замгендиректора УВЗ Андрей Шленский сообщил "Ъ", что "снижение спроса на вагоны было изначально заложено в производственный план", поэтому корректироваться он не будет.  Но Андрей Шленский признает, что на фоне падающего спроса "без поддержки со стороны правительства российским вагоностроителям будет очень тяжело". "Будет сложно окупить инвестиции в развитие предприятий, что в итоге приведет к сворачиванию ряда производств и росту импорта",-- считает топ-менеджер. Сейчас в качестве основных мер поддержки спроса обсуждается запрет продления сроков службы вагонов, тарифные преференции для инновационных вагонов, запуск утилизационной программы.

Впрочем, по мнению Михаила Бурмистрова, "даже реализация всех планируемых и обсуждаемых мер господдержки позволит поддержать спрос на подвижной состав в России на уровне не более 45-48 тыс. вагонов". "Выпуск грузовых вагонов на российских предприятиях составит до 40 тыс. единиц, что на 45% ниже пикового уровня выпуска",-- отмечает он. По мнению Михаила Бурмистрова, сильнее всего "пострадают заводы, ориентированные на выпуск полувагонов и имеющие высокий уровень долговой нагрузки: "Промтрактор-Вагон", Тихвинский вагоностроительный завод, УВЗ, Новокузнецкий и Орский ВСЗ".

По словам Михаила Бурмистрова, сейчас спрос сохраняется в сегментах крытых вагонов, нефтеналивных цистерн и цистерн для СУГ, а также хопперов, фитинговых и специализированных платформ. При этом цены на полувагоны снизились до уровня 1,7-1,75 млн руб., то есть на 35-40% ниже пиковых уровней 2011 года. "Падение спроса на полувагоны, помимо насыщения рынка, связано с масштабным снижением арендных ставок в связи с унификацией тарифов на порожний пробег и перегревом рынка полувагонов в 2012 году -- сейчас они упали ниже 500 руб. за полувагон в сутки без НДС",-- отмечает Михаил Бурмистров. По его мнению, при таком уровне ставок и профиците полувагонов на сети "закупки экономически нецелесообразны". В крупнейшей на рынке Первой грузовой компании сообщили "Ъ", что планы по закупке вагонов в 2013 году "пока заморожены". Ситуация на рынке неопределенная, говорят в компании, где ждут в том числе итоговых решений по продлению сроков эксплуатации вагонов. Могут также измениться цены на подвижной состав, добавляют в ПГК, подчеркивая, что "спешить с закупками сейчас нет смысла, это понимают почти все операторы".

Егор Попов, Евгений Тимошинов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное