Подписанное премьером постановление N504 разработано Росавтодором для возмещения ущерба, который наносят грузовые автомобили дорогам федерального значения. Такие сборы практикуются в Европе еще с середины 90-х. Согласно постановлению, плата за проезд по дорогам составит 3,5 руб. за 1 км -- ее будут взимать с владельцев грузовиков максимальной массой более 12 тонн при проезде по федеральным дорогам общего пользования. От платы будут освобождены автобусы, спецгрузовики полиции, пожарной службы, скорой помощи и военных. Кроме того, за проезд не нужно будет платить при пользовании платными дорогами ГК "Автодор".
Система взимания платы будет работать следующим образом. В кабине каждой грузовой машины будет установлен специальный прибор c GPS/ГЛОНАСС-датчиком, по которому можно будет отслеживать путь большегруза. Устанавливать такие устройства будут бесплатно. Для контроля на дорогах установят специальные камеры-сканеры, которые будут следить, оборудованы ли грузовики счетчиками и достаточно ли средств на счете. Для тех, кто не установит прибор, будет действовать штраф (поправки в КоАП уже внесены) от 5 тыс. до 1 млн руб.
В Росавтодоре рассчитывают, что все деньги, собранные с владельцев грузовиков, будут направлены в дорожное строительство. Планируемые поступления в бюджеты всех уровней составят около 83 млрд руб. в 2015 году и 159 млрд руб. в 2024 году (в 2012 году на приведение дорог в нормативное состояние Росавтодор потратил около 300 млрд руб.).
Читайте также:
Глава межрегионального профсоюза водителей Александр Котов считает, что власти не смогут создать работоспособную систему к 2014 году. "На самом деле грузовиков с массой более 12 тонн гораздо больше 2 млн,-- считает он.-- В любом случае водители найдут огромное количество способов, чтобы обойти систему оплаты". Господин Котов привел в пример практику середины 90-х, когда крупные перевозчики пытались следить за водителями с помощью GPS-антенн на грузовиках: водители надевали на них цинковые ведра, делая грузовики невидимыми для спутников. "Необходимо создать условия, при которых водители понимают, за что они платят и куда эти деньги пойдут,-- добавил господин Котов.-- А когда у нас каждый день сообщают о чиновниках-дорожниках, которые крадут миллионы себе в карман, то платить совершенно не хочется".