За недавней девальвацией рубля стояли фундаментальные макроэкономические причины. Отток капитала и сокращение торгового сальдо сделали свое дело.
В начале июля были опубликованы очень интересные цифры российской макростатистики. Недавнее ослабление российского рубля было вызвано не только словесными интервенциями высших российских чиновников. Была и фундаментальная основа. Продолжается значительный отток капитала, снизилось торговое сальдо. Единственное, что радует, это приток прямых иностранных инвестиций.
Конечно, размер оттока капитала (по итогам года, вероятно, он составит около 50 млрд. долл.), не является критичным. Российский ВВП составляет около 2 трлн. долл., международные резервы – 520 млрд. долл., однозначно проиграют лишь держатели российских акций. Российский фондовый рынок скорее мертв, чем жив.
Однако финансистов и простых людей волнует конкретный вопрос: что будет с курсом российского рубля и, соответственно, с инфляцией? В отношении последней негативные ожидания подогревают слухи о вероятном резком росте цен на зерно. От уровня инфляции в России зависит процентная политика ЦБ, которая важна как для компаний и макроэкономических индикаторов, так и для простых граждан.
Однако с будущим курсом рубля сейчас нет даже приблизительной ясности. Из-за военного конфликта на Ближнем Востоке цены на нефть прогнозировать очень сложно. Однако, учитывая продолжения кризиса в Европе, нефть двинется скорее вниз, чем вверх. Португалия, вероятнее всего, может пойти путем Греции. Банк России обладает очень значительными валютными резервами и вместе с ведущими российскими экспортерами, такими как Роснефть, Газпром, Сургутнефтегаз, является серьезной силой. Однако ни один ЦБ в мире не будет играть против рынка. В нашем случае – против падающей нефти и оттока капитала. В отношении России это однозначно доказала осень 2008 года.
Валютный курс в России, конечно, вопрос политический, и если нефть не рухнет, то Банк России вряд ли допустит ослабления рубля ниже 35 руб./долл. С учетом уровня процентных ставок в России это означает, что рублевые и валютные инвестиции в текущей ситуации являются равнодоходными. Вместе с тем, ожидать серьезного укрепления российской валюты в текущем году вряд ли стоит, против данного сценария говорит динамика ключевых макроэкономических индикаторов.
Будущее валютного курса имеет отношение и к инвестициям на фондовом рынке. Слабый рубль выгоден экспортерам. Из ликвидных фишек это, прежде всего, Роснефть и Сургут со своей огромной валютной позицией более чем в 30 млрд. долл. Однако если предположить, что рубль будет сильным, то фаворитами окажутся компании финансового сектора, а здесь только одна первоклассная и ликвидная бумага – акции Сбербанка. Однако, как было показано выше, в текущей ситуации сильный рубль – это почти фантастика.
Александр Разуваев
Директор Аналитического департамента
Компании Альпари