Цена Brent последовательно снижалась с начала года и составила в среднем 107.90 долл./барр., что на 3.4% ниже средней за 2012 год в 111.71 долл./барр. Рост начался, когда стали поступать новости из Египта: политическое противостояние стремительно набирало силу – начиная с отставки президента Мурси 3 июля до кровавых столкновений сторонников и противников исламского государства в Каире и других городах страны в среду. Еще одним устойчивым фактором поддержки нефтяных котировок является продолжающаяся гражданская война в Ливии.
Египет не является крупной нефтедобывающей страной: объемы добычи жидких углеводородов в целом и нефти в частности на конец 2012 года составляли соответственно 728 тыс т/сут. и 556 тыс т/сут. (около 8% от общей мировой добычи жидких УВ). Вместе с тем страна потребляет весь объем собственной добычи, и, как следствие, не имеет большого значения для мирового баланса спроса и предложения, поскольку резкое снижение добычи внутри страны (если таковое произойдет), вероятнее всего, приведет к вынужденному сокращению потребления.
Любое ощутимое усиление напряженности на Ближнем Востоке и в Северной Африке дает сигнал к росту цен, однако этот эффект, как правило, носит кратковременный характер – конечно, если становится очевидно, что неблагоприятные события, независимо от их источника, не окажут существенного воздействия на динамику предложения на рынке нефти. Именно так реагировал рынок нефти то происходило во время на многочисленные вспышки напряженности в Северной Африке и Леванте – исключение составляет разве что гражданская война в Ливии.
С этой точки зрения мы бы не опасались, что события в Египте, какими бы неблагоприятными они ни были, скажутся на динамике нефтяных цен в долгосрочной перспективе. Однако, на наш взгляд, неспособность властей Египта сформировать устойчивую государственную политику после смены режима в результате распространения арабской весны указывает на трудности в восстановлении системы госуправления, с которыми сталкивается любая другая страна региона, пережившая подобные революции. В этом контексте события в Египте можно рассматривать как развитие тенденции, которая может охватить и другие, более крупные нефтедобывающие страны. В Северной Африке наиболее очевидным примером является Ливия, где добыча с начала арабской весны упала на 30%, до 700 тыс барр./сут.
Сейчас невозможно предугадать, как будет меняться динамика добычи в Северной Африке, но если Ливия не восстановит прежние уровни добычи в ближайшие недели, рынку это не сулит ничего хорошего.
Текущее сокращение добычи происходит в период, когда предложение на мировом рынке нефти вполне может быть не столь избыточным, как показывают первичные данные (см. «Данные Минэнерго США» от 13 августа), поэтому дальнейшее снижение добычи или ее предполагаемое снижение, вероятно, будет воспринято как сигнал к росту цен. События развивались быстро, и Саудовская Аравия, как мы полагаем, рано или поздно отреагирует наращиванием добычи, чтобы «сбить» цены с уровня выше 110 долл./барр. Для восстановления общего объема добычи ОПЕК (31 млн барр./сут. по состоянию на май) Саудовская Аравия сейчас должна была бы увеличить добычу на 600 тыс барр./сут., до 10.4 млн барр./сут, что стало бы абсолютным историческим рекордом. Поскольку добыча в Ираке, как ожидается, снизится на 0.5 млн барр./сут. в сентябре вследствие работ по модернизации инфраструктуры, рынки могут начать беспокоиться, что и у Саудовской Аравии есть ограничения по части производственных мощностей.
Учитывая эту неопределенность, мы сохраняем наш прогноз цены Brent на 2013 год на уровне 106 долл./барр., но в свете последних событий отмечаем вероятность того, что фактическая цена окажется выше. Если цена удержится до конца декабря на текущем уровне в 111 долл./барр., среднее значение по итогам года составит 109 долл./барр.
Колин Смит, Марк Джакурис




SIA.RU: Главное

