Новости

Налоги на воздух: на Московской бирже озаботились повышением доли доходов от продажи информации

На Московской бирже озаботились повышением доли доходов от продажи информации в общих доходах. До сих пор биржа фактически не следила за тем, как участники фондового и информационного рынков соблюдают действующие тарифы, недополучая на этом до 50 млн руб. в год.

Московская биржа собирается заставить всех профучастников рынка, в первую очередь брокеров, а также информагентства начать аккуратнее платить за использование биржевой информации, рассказали "Ъ" два участника рынка и подтвердили на бирже. Имеется в виду отображение в режиме реального времени информации о текущих котировках и объемах сделок, которой пользуются некоторые информагентства и практически все брокеры. По словам директора департамента индексов и биржевой информации Московской биржи Сергея Голованева обязанность платить за распространение котировок в режиме онлайн содержится в договорах биржи с профучастниками и агентствами.

До недавнего времени исполнение этого пункта договоров контролировалось не слишком жестко. Однако недавно биржа провела информационный аудит. По его итогам были выявлены нарушения у нескольких брокеров, информагентства "Интерфакс" и входящего с ним в группу агентства "Финмаркет", рассказали "Ъ" два источника на рынке. По их словам, биржа заставила нарушителей заплатить за пользование информацией по итогам 2013 года, выплаты составили примерно 300 тыс. руб. на компанию. "Насколько я знаю, "Финмаркет" уже выплатил Московской бирже всю сумму, "Интерфакс" сделает это в ближайшее время. Выплаченная "Финмаркетом" сумма была примерно равна всей марже, которую агентство зарабатывало на продаже котировок, так что сумма для нас очень существенная",-- говорит исполнительный директор службы финансово-экономической информации "Интерфакса" Юрий Погорелый.

Неофициально профучастники называют информационные сборы Московской биржи налогом на воздух, официальные комментарии более дипломатичны. "Эта мера давно назрела, давно пора начать платить за распространение информации",-- говорит глава инженерной службы Credit Suisse Григорий Коган. "Мы готовы платить, но, например, Лондон и Нью-Йорк -- это развитые рынки, а введение такой платы на развивающемся рынке кажется мне преждевременным",-- говорит глава "Ай Ти Инвеста" Владимир Твардовский. Согласно данным, предоставленным Московской биржей, продажа информации по итогам 2012 года принесла Лондонской фондовой бирже 35% доходов, NYSE -- 14%. Доля доходов от продажи информации у Московской биржи -- 2% -- соответствует практике бирж развивающихся рынков (у бразильской BOVESPA и индийской NSE -- по 3%).

Ксения Ъ-Леонова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное