Новости

Чего боятся банкиры

Санкции Запада против России после присоединения Крыма и неблагоприятная ситуация в российской экономике дали толчок дискуссии банкиров о том, как развивать свой бизнес в ближайшие пять лет. Вопрос трансформации бизнес-модели банков стал ключевым в первый день XXIII Международного банковского конгресса в Санкт-Петербурге.

Международный банковский конгресс уже несколько лет собирает представителей банковского сообщества в Северной столице. В этот раз мероприятие проводил новый «хозяин» – председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, которая 24 июня прошлого года сменила на посту главы регулятора Сергея Игнатьева.

В первый день июля банкиры со всех концов России в фешенебельном отеле «Коринтия» на Невском обсудили возможные пути развития банковского сектора РФ, денежно-кредитную политику ЦБ и банковский надзор.

Чего боятся банкиры

Модератор первой дискуссионной сессии глава Сбербанка Герман Греф в свойственной ему манере провел анонимный опрос участников конгресса. Результаты голосования выявили интересный факт: оказалось, что банкиры больше всего боятся не закручивания регулятивных гаек со стороны ЦБ, а нехватки капитала и роста «плохих» долгов. Второе место среди банкирских «фобий» занял рост конкуренции со стороны высокотехнологичных мобильных игроков. И лишь на третьей позиции оказались опасения по поводу чрезмерно жесткого регулирования рынка со стороны Центробанка.

Сам Герман Греф признался, что считает главным «страхом» усиление конкуренции, аргументировав свой выбор тем, что нехватка банковского капитала была, есть и будет, ЦБ непременно продолжит постепенно ужесточать регулирование, а вот рынок другим игрокам приходится отдавать не всегда. «Разрушительной для банковской модели является ее диджитализация в следующие пять лет, — заявил Греф. — Нам с Андреем Леонидовичем (Костиным, главой ВТБ. — Прим. ред.) предстоят очень непростые времена в ближайшие пять лет. Нам, таким немаленьким, нужно поспешать за большим количеством конкурентов».

С тем, что современные информационные технологии и IT-компании наступают банкам на пятки, согласился и председатель совета директоров МДМ Банка, бывший первый заместитель председателя ЦБ РФ Олег Вьюгин. «Самый главный вызов — это освоение банками цифровых технологий, которые идут быстрее, чем сами банки», — сказал он.

Однако глава ВТБ Андрей Костин вернул участников сессии на землю: банки с именем и хорошей рыночной репутацией справятся с «пионерами», подстроятся под новое регулирование, но вот капитал и деньги сами собой постоянно появляться на балансах банков не будут. Первый заместитель председателя правления СМП Банка Александр Левковский в кулуарах конгресса признался корреспонденту портала Банки.ру, что солидарен с председателем правления ВТБ. «Я голосовал за недостаточность капитала и «плохие» активы. Надо понимать, что есть риски теоретические, а есть риски практические. Практический риск — это нехватка капитала, остальное — теоретические риски», — пояснил он.

Три «если» Эльвиры Набиуллиной

Несмотря на то что банкиров меньше всего беспокоит надзорная политика ЦБ, глава регулятора Эльвира Набиуллина поспешила разъяснить участникам конгресса свои правила отзыва лицензий. По ее мнению, позволить банковскому сектору продолжать существование в нынешнем виде означает создать дополнительный риск снижения способности кредитных организаций к сопротивлению внешним шокам. В связи с этим Набиуллина подчеркнула, что банковский сектор становится более здоровым, когда «из него уходят откровенно слабые или криминальные игроки».

Итак, прежде всего в процессе принятия решения о применении крайней меры воздействия на банки – отзыва лицензии – регулятор рассматривает альтернативу, то есть санацию. «Решение о санации принимается при трех «если». Во-первых, если банк системно значимый и последствия прекращения его деятельности выходят за пределы собственно этого банка и его клиентов. То есть если прекращение деятельности банка может привести к проблемам в банковской системе региона или страны», — уточнила Эльвира Набиуллина. Однако она в очередной раз подчеркнула, что такой подход ЦБ к вопросу об отзыве лицензий не дает крупным банкам «индульгенции».

Второе «если», по словам главы ЦБ, сводится к экономической обоснованности санации того или иного финансового института. «То есть если объем ресурсов, направляемых на санацию, сопоставим с размером выплат застрахованным вкладчикам по линии АСВ. При прочих условиях мы, конечно, стараемся спасти банк», — заявила она.

И третье «санационное если» заключается в том, что банки, которых решают спасать, а не убивать, не должны использовать криминальную бизнес-модель.

ЦБ и карты в руки

Еще один важный вопрос, который обсуждался в ходе первого дня конгресса, — создание в России Национальной системы платежных карт (НСПК). Этот вопрос — прямое порождение международных санкций против России. Эльвира Набиуллина сообщила, что Центробанку пока недостает информации о технологиях, финансовых показателях и авторских правах основных конкурентов в кастинге на роль инфраструктурной базы национальной платежной системы РФ. Поэтому выбор технологической платформы для НСПК отложен до середины июля. «Мы действительно планировали определиться с этим решением к 1 июля, однако работа экспертного совета и комиссии показала, что есть еще ряд нерешенных вопросов, — сказала глава Центробанка. — Поэтому решили продлить эту работу до середины июля, и, мне кажется, это оправданно, потому что решение принимается на долгую перспективу. Надеюсь, к середине июля мы получим ответы на все вопросы и сможем принять это решение».

Один из источников, знакомый с ходом работы комиссии при Центробанке, заявил журналистам в кулуарах конгресса, что, хотя окончательное официальное решение в пользу УЭК или «Золотой короны» и не принято, НСПК все же будет создаваться с нуля. При этом расходы регулятора в общей сложности на создание системы могу не превысить и 3 млрд рублей.

Михаил ТЕГИН, Анна БРЫТКОВА, Banki.ru, Санкт-Петербург


/ Banki.ru /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное