Новости

Что было и что будет: чем обернется для банков экономические стрессы 2014 года

Практически ежедневные экономические потрясения сбивают клиентов банков столку: кому на самом деле выгодны отзывы лицензий у банков?  Какие тенденции наблюдаются в банковском секторе? Чего ждать дальше? В этой экономической «неразберихе» порталу SIA.RU помогал разобраться директор Дальневосточного филиала, ЗАО "Райффайзенбанк", Николай Долгушев.

«Банк, не способный предложить осуществление операций удаленно, не сможет конкурировать»

Мир стремительно меняется: политические и экономические стрессы первой половины 2014 года оказались серьезным испытанием на прочность для российских банков. Какие тенденции вы бы отметили на банковском рынке?

– В силу озвученных вами глобальных перемен в мире и стране на сегодняшний день на рынке наблюдается тренд ощутимого ухудшения качества обслуживания заемщиками кредитов, причем во всех сегментах – в рознице, малом и корпоративном бизнесе. В свою очередь банки, находясь в условиях жёсткого дефицита ресурсной базы, вынуждены ужесточать требования к финансовому состоянию заемщиков и пересматривать условия кредитных продуктов. Объемы бизнеса перестали быть приоритетом номер один для банков, сейчас на первом месте эффективность и качество портфеля. Также отмечу, что с учетом значительного роста процентных ставок и ограниченной ликвидности, банки стали уделять всё больше внимания депозитным и комиссионным продуктам.

Ещё один важный глобальный тренд в банковской индустрии – существенное увеличение объема операций, проводимых дистанционно. Очевидно, что банк, не способный предложить качественное программное обеспечение для осуществления клиентом операций удаленно, не сможет конкурировать на современном рынке. Именно поэтому Райффайзенбанк активно развивает сервисы, позволяющие нашим клиентам осуществлять всевозможные операции, не посещая отделения банка.

Розничное кредитование, которое в последние годы было «локомотивом» роста, в этом году серьезно замедляется. Готовы ли банки к этому? За счет чего планируют расти? Жизнеспособна ли модель розничных банков (таких как Русский стандарт, ОТП, Связной) или в нее будут внесены коррективы?

– В текущих условиях рынка, когда доля просроченной задолженности растёт, иметь в основе бизнеса розничный портфель, сформированный к тому же изначально кредитами низкого качества, на мой взгляд, крайне опасная стратегия. Безусловно, модель, при которой большой объем высоко рисковых розничных кредитов нивелируется высокой процентной ставкой, в текущих условиях уже не актуальна. И это подтверждают попытки банков с такой моделью перестроить подходы к ведению своего бизнеса.

Говоря о Райффайзенбанке в Сибири отмечу, что мы являемся универсальным банком, в котором существует баланс между всеми сегментами бизнеса, что в разные периоды деятельности снижало эффект от негативных влияний рынка. К примеру, за последние месяцы мы наблюдаем рост портфеля корпоративного бизнеса, что позволит снизить влияние процессов, происходящих на рынке. Да и розничный бизнес у нас построен на совершенно иных принципах. Для нас всегда было важным качество нашего портфеля, индивидуальный подход к клиенту, широкая продуктовая линейка и высокий уровень качества обслуживания. Наша модель уже не раз доказала свою состоятельность и, уверен, что и в этот раз негативное влияние текущих вызовов рынка будет для нашего банка минимальным.

«Мы наблюдаем снижение потребности в кредитовании в малом и среднем бизнесе, особенно на инвестиционные цели»

Российский авторынок продолжает падение – в августе продажи новых авто снизились на 26%. При этом Раффайзенбанк в Сибири показал рост в сегменте автокредитования? Как это стало возможным?

– Увеличение доли Райффайзенбанка в Сибири в сегменте автокредитования стало возможным благодаря отличным партнерским программам с большим количеством автомобильных брендов. Наши продукты оказались по достоинству оценены как нашими клиентами, так и нашими партнерами-автодилерами. Также отмечу, что в этом году мы осознанно делали акцент на автокредитовании, как на целевом и залоговом кредитном продукте.

Ипотека – единственный, пожалуй, сегмент, который в этом году приятно удивил банкиров. Она росла сильнее, чем ожидали. С чем это связано? Не охладит ли пыл заемщиков начавшийся рост ставок по ипотеке?

– По моему мнению, данному продукту благоволили цены на недвижимость, которые в этом году не показали существенного роста.

Касаемо роста процентных ставок замечу, что Райффайзенбанк наоборот снижал ставки по ипотеке в этом году и на сегодняшний день по наиболее востребованным ипотечным программам мы предлагаем процентную ставку от 11,5%. Так что наши клиенты по-прежнему имеют возможность приобрести себе жилье в ипотеку по очень привлекательной ставке.

Экономика России не растет. Насколько сейчас активно кредитуется малый и средний бизнес в Иркутске?

– Безусловно, общероссийские тенденции актуальны и для нашего региона, и мы наблюдаем в текущем году снижение потребности в кредитовании в малом и среднем бизнесе, особенно на инвестиционные цели. Однако по этому году в Иркутске нам удается показывать хоть и небольшую, но положительную динамку роста объемов бизнеса в этом сегменте.

Когда западные рынки закрылись, многие российские предприятия стали активнее смотреть на Восток. Райффазенбанк может помочь бизнесу в этом направлении?

– Наличие развитой сети отделений в Сибирском и Дальневосточном регионах позволит нашему банку активно способствовать развитию экономических взаимоотношений между российскими компаниями и их партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По моему мнению, наибольший потенциал сотрудничества находится в сфере транзакционного бизнеса и торгового финансирования, и в этом мы, как международный банк, сможем удовлетворить потребности наших клиентов как нельзя лучше.

«У топовых банков имеется определенный запас прочности, чтобы сохранять устойчивое состояние в кратко и среднесрочной перспективе»

По итогам полугодия 2014 года многие серьезные банки показали убытки. Чего ждать дальше? Как скажется это на развитии банковского сектора?

– Если говорить о крупных банках, то причины убытков в большинстве случаев были обусловлены снижением качества кредитного портфеля и доначислением резервов. Также определенное влияние оказывает тенденция по снижению объемов бизнеса в отрасли в целом. Однако, на мой взгляд, у топовых банков имеется определенный запас прочности, достаточный для того, чтобы сохранять устойчивое состояние в кратко и среднесрочной перспективе, при условии отсутствия глобальных макроэкономических потрясений. При этом большинство банков в данный период активно занимается оптимизацией расходов, что с моей точки зрения является весьма разумным.

Говоря же о небольших региональных банках, вероятно, что в текущей ситуации им гораздо сложнее оставаться в хорошей финансовой форме и вести свой бизнес.

Отзыв лицензий Центробанком продолжается. Иркутск этот процесс не обошел стороной. Из последних событий – ЦБ отозвал лицензию у Банка24.ру. По вашему мнению, сколько игроков должно остаться на рынке: 100, 300, 500?

– Думаю, что точную цифру вам не назовет никто. Бесспорно, на любом рынке должна быть достаточная степень диверсификации игроков, необходимая для существования здоровой конкуренции. Тем не менее, я считаю, что в целях обеспечения безопасности своих клиентов и функционирования банковской системы в целом, абсолютно все банки должны отвечать требованиям финансовой устойчивыми и прозрачности проводимых операций. А те, кто не готов соответствовать, должны покинуть рынок.

Кто выигрывает в этой ситуации? Куда переходят клиенты разорившихся банков?

– В данной ситуации клиенты меняют свои приоритеты в пользу надежности банков. И выигрывают именно те банки, которые обладают достаточной степенью надежности. Такие, например, как Райффайзенбанк.

Многие эксперты считают, что сейчас время больших банков. Это верно? Есть ли место для небольших региональных банков?

– Наблюдаемые в последние годы тенденции глобализации и интеграции в банковском секторе, безусловно, становятся всё более актуальными в сложные для экономики страны периоды. Однако без сомнений можно утверждать, что на российском банковском рынке существуют весьма успешные региональные банки, которые уверенно занимают свою нишу и зачастую могут дать клиенту то, чего не дают гиганты рынка, а именно гибкость и скорость в принятии решений, лучшее понимание локальных особенностей бизнеса, индивидуальный подход. На мой взгляд, эти преимущества позволят ещё долгое время ряду региональных банков уверенно занимать определенную долю рынка.

«До конца года на рынке будет наблюдаться обострение конкуренции между банками и, соответственно, рост ставок»
 

Насколько эффективным может быть курс ЦБ по дальнейшему ужесточению правил игры в банковском секторе? Поможет ли эта мера оздоровить сектор, снизить риски для банков, повысить уровень доверия вкладчиков к банковской системе?

– На мой взгляд, в текущей ситуации сами банки не в меньшей степени заинтересованы в соблюдении требований к финансовой устойчивости и минимизации количества сомнительных операций, т.к. на сегодняшний день данные факторы являются необходимым условием успешности любого банка, а в некоторых случаях даже условием выживания. Очевидно, что устойчивость банковской системы в целом, особенно в сложные периоды, зависит от соблюдения данных требований всеми банками без исключения.

Говоря о доверии вкладчиков, отмечу, что на сегодняшний день оно во многом обусловлено именно уровнем надежности банка.

Ситуация для российских банков на внешних рынках заимствования не простая. Для некоторых из них внешние рынки попросту закрыты. Сможет ли Центробанк полностью заместить внешнее финансирование?

– По моему мнению, все будет зависеть от того, насколько долго будет продолжаться такая ситуация. Плюс, давайте не будем забывать, что существуют и другие рынки, например азиатские, на которых также возможно найти определенные объемы фондирования.

Банки сетуют на проблемы с ликвидностью. Как обстоят дела с ликвидностью в вашем банке?

– Если говорить о Райффайзенбанке в сегодняшней ситуации, мы чувствуем себя достаточно уверенно. У нас прочный запас ликвидности и консервативный подход к управлению им, доля ликвидных активов (наличные средства, остатки на счетах в банках, ликвидные ценные бумаги), на балансе – традиционно высокая (более 30%). При этом у нас очень здоровая структура обязательств: объемы рыночного фондирования и средств материнского банка у нас не велики, наши пассивы на более чем 70% состоят из депозитов.

Одной из тенденций этого года стал наблюдаемый с февраля отток вкладов. Почему население забирает деньги из банков?

– Думаю, что следует отметить несколько факторов, среди которых, отзыв лицензий у ряда банков, опасения вкладчиков вследствие введения санкций и желание конвертировать накопления в более устойчивые валюты, стремление населения осуществить крупные покупки, чтобы избежать обесценивания накопленных денежных средств. При этом также надо обратить внимание на тенденцию перетока вкладов в более надежные банки.

Как этой осенью будет развиваться рынок вкладов, учитывая, что сегодня для банков это основной источник фондирования? Продолжится ли рост ставок?

– По моим ощущениям, как минимум до конца года на рынке будет наблюдаться обострение конкуренции между банками за средства вкладчиков и, соответственно, рост ставок.

«Тенденция укрупнения в банковской сфере сохранится»

Уже не раз обсуждалось предложение поднять страховую сумму по вкладам с 700 тыс. руб. до 1 млн рублей. Как вы считаете сейчас подходящее для этого время? Станет ли население больше доверять банковской системе?

– Безусловно, повышение страховой суммы по вкладам правильная мера, поскольку планка в 700 тысяч рублей была установлена достаточно давно, и в результате инфляции реальная степень защищенности вкладчиков снизилась. Однако я не думаю, что в текущих условиях это приведет к существенному росту объема вкладов, размещенных в банковской системе.

В неспокойные времена инвесторы и вкладчики ищут «тихую гавань». Что вы им посоветуете: в каких инструментах сберегать, а в какие инвестировать?

– На сегодняшний день самые разумные способы сбережения денежных средств – это надежные инструменты с легко прогнозируемой доходностью, превышающей годовую ставку инфляции. В зависимости от целей сбережения это могут быть банковские вклады, либо различные страховые накопительные программы. Широкий спектр таких продуктов предлагает наша дочерняя страховая компания «Райффайзен Лайф». С точки зрения инвестирования могу порекомендовать паевые инвестиционные фонды от нашей Управляющей компании «Райффайзен Капитал».

Также, считаю, что если вы планируете приобретать жилье, и у вас имеются сбережения, накопленные на первоначальный взнос, необходимый для получения ипотечного кредита, то сейчас самое подходящее время для осуществления долгожданной покупки.

Каковы ваши прогнозы по развитию ситуации в целом на банковском рынке?

– В силу существенного влияния на банковский рынок экономических и политических факторов, дальнейшее развитие отрасли будет в большей степени зависеть от макро трендов. Хочется верить, что ухудшения ситуации не будет и банковский сектор вместе с национальной экономикой начнут поступательное движение вверх. Тенденция укрупнения в банковской сфере, на мой взгляд, сохранится. Также продолжится отток клиентов из отделений к дистанционным сервисам. Вместе с конкуренцией между банками будет расти требовательность клиентов к качеству обслуживания. В целом, будет наблюдаться увеличение темпа изменений, происходящих в банковской индустрии, и успешными смогут быть лишь те банки, которые готовы к переменам.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное