В опубликованном в субботу решении арбитражный суд Москвы объяснил, почему необходимо изъять акции "Башнефти" у АФК "Система" (Генпрокуратура подала соответствующий иск 24 сентября, 30 октября он был удовлетворен). Суд поддержал доводы Генпрокуратуры о незаконности отчуждения имущества башкирского ТЭКа властями региона без согласования с федеральным центром и отклонил основной довод АФК "Система" о пропуске срока исковой давности. Для этого пришлось признать, что Генпрокуратура узнала о нарушениях при приватизации только из информации от СКР 20 мая и 5 сентября 2014 года (уже после возбуждения уголовных дел в отношении экс-владельца "Башнефти" Урала Рахимова и владельца АФК Владимира Евтушенкова). На основании этой информации прошла прокурорская проверка, по итогам которой был заявлен иск. Росимущество узнало о нарушениях от Генпрокуратуры. Ссылка на то, что государство должно было узнать о нарушениях после первой эмиссии акций предприятий в 1995 году, по мнению суда, необоснованна, так как Росимущество не обязано отслеживать регистрацию и эмиссию всех ценных бумаг и контролировать результаты работы Счетной палаты, на отчет которой от 2003 года ссылалась АФК.
Суд счел, что правонарушение является длящимся и срок давности отсчитывается с момента обнаружения не только выбывшего из владения имущества, но и лица, к которому иск может быть предъявлен. Суд применил максимальный срок исковой давности -- десять лет, но не указал в решении дату приобретения акций "Башнефти" структурами "Системы". Выписка из реестра "Башнефти", на которую ссылаются Генпрокуратура и суд, от 23 сентября 2012 года. Суд также счел, что, "исходя из принципа справедливости", нельзя рассматривать сроки исковой давности как способ "легализации незаконного приобретения имущества в ущерб интересов собственника, лишенного его помимо воли". А то, что акции не были "в установленном порядке закреплены за РФ", не означает, что государство можно произвольно лишать имущества и "возможности защищать его нарушенные права".
Юристы критикуют подход суда, считая, что решение создает опасный прецедент для владельцев приватизированных активов. Управляющий партнер КИАП Андрей Корельский считает, что исковая давность в деле пропущена и оперирование категориями справедливости неоправданно: "Есть институт исковой давности, и его выборочное применение и неприменение не добавляет позитива ни юристам, ни участникам приватизации 1990-х". "Если так мерить исковую давность, она никогда не истекает,-- добавляет управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай.-- А если признавать такое правонарушение длящимся, то можно оспорить любое добросовестное приобретение".
Между тем правительство уже говорит о повторной приватизации компании. "Было бы логично включить и "Башнефть" в план приватизации: и государство получило бы доходы, и предприятие бы работало с точки зрения рынка",-- заявил вчера глава Минэнерго Александр Новак. Министр экономики Алексей Улюкаев также назвал приватизацию "Башнефти" "логичной". Кто может стать покупателем, неизвестно: "Роснефть" и ННК Эдуарда Худайнатова интерес к активу опровергали.




SIA.RU: Главное

