Ни один кухонный гаджет в России не имел такого бурного успеха, как мультиварка: одних брендов больше сотни, а моделей — около тысячи. Как обычная рисоварка превратилась в культовый кухонный гаджет и почему в других странах такого с ней не произошло, разбиралась корреспондент "Денег".
НИНА ВАЖДАЕВА
Битва мультиварок
На рынке мультиварок скандал: в жесткой форме в антимонопольных и патентных органах выясняют отношения два главных российских игрока -- Polaris и Redmond. Последний раз такие страсти кипели между производителями гаджетов вроде бы посолиднее -- Apple и Samsung. Но дело, как мы выяснили, в том, что мультиварка для российского рынка едва ли не то же, что для мира -- смартфон.
Россия оказалась единственной в мире страной, где обычная рисоварка стала популярна настолько, что одних только брендов этого гаджета у нас появилось более сотни.
На прошлой неделе петербургское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) уличило представителей Redmond в недобросовестной конкуренции. В 2013 году они зарегистрировали в Роспатенте товарный знак Multicook и начали рассылать в магазины электроники и бытовой техники письма с требованием изъять из продажи мультиварки Polaris, на которых используется это слово. Антимонопольная служба решила, что "обозначение Multicook не является отличительной чертой мультиварок, а только характеризует их конкретную функцию", и уведомила об этом Роспатент. На прошлой неделе он аннулировал свидетельство о регистрации товарного знака. Несколькими месяцами раньше управление ФАС по Санкт-Петербургу запретило Redmond использовать название конкурента в рекламе. Поводом к разбирательству стало содержание контекстных рекламных объявлений Redmond в системе "Яндекс.Директ": "Ищете мультиварки Polaris? Выберите мультиварку Redmond!" Представители Redmond на вопросы "Денег" не ответили, но их конкуренты уверены, что игра будет продолжена.
Ставки в этой игре и впрямь высоки. Мода на мультиварки пришла в Россию лишь во второй половине 2012 года, но уже в 2013-м эти устройства, по оценке исследовательской компании GfK, заняли 25% рынка малой бытовой техники. "Такой ажиотажный спрос в этом сегменте связан с тем, что новые технологии в малой бытовой технике появляются не очень часто",-- говорят в "М.Видео".
Продажи, согласно подсчетам компании "М.Видео", составили 24,5 млрд руб. Всего за последние три года, по данным GfK, в России было продано около 15 млн мультиварок.
В магазинах крупных сетей представлены десятки моделей разных брендов, однако Redmond и Polaris -- явные лидеры. По оценке "М.Видео", Redmond контролирует 33% рынка, Polaris -- 26%. Много продают также Bork, Philips и Moulinex.
Такой бурный рост, конечно, оказался недолгим. "Текущие продажи мультиварок в пять раз ниже, чем в 2013 году, в феврале и марте 2015-го наши магазины ежемесячно продавали лишь около 6 тыс. мультиварок",-- жалуются в компании "Техносила". В 2014 году рынок, по оценке "М.Видео", рухнул сразу на 40% (притом что продажи всей малой бытовой электроники упали всего на 6,5%). GfK приводит аналогичные цифры: падение составило 15% в штучном выражении и 35% в денежном. "Рынок слишком стремительно насытился этим продуктом, а время менять мультиварки на более современные модели еще не пришло",-- считают в "М.Видео".
Новый хит -- кофе-машины. Их продажи, по данным ритейлера, в прошлом году в денежном выражении выросли почти на четверть.
В GfK отмечают, что в кризис спрос на рынке мелкой бытовой техники смещается в сторону традиционных товарных категорий -- чайников, утюгов, пылесосов и фенов. Тем не менее аналитики компании полагают, что после происшедшего снижения спрос на мультиварки останется стабильным: их доля на рынке малой бытовой техники в ближайшие два года составит 6-8%.
Пока непонятно, чем для Redmond обернутся поражения в спорах с основным конкурентом. Плохого пиара вроде бы не бывает (юрист Polaris Юлия Байкалова, в свою очередь, говорит, что "победа в споре -- это восстановление нарушенных прав, а не способ продвижения товара"), однако с компанией, которая постоянно попадает в сомнительные истории, уже отказались работать некоторые прежние партнеры.
"После того как ФАС признала действия Redmond нарушением конкуренции, от продажи мультиварок этого бренда отказались крупные сети, в том числе наша",-- рассказывает представитель "М.Видео" Антон Пантелеев.
Впрочем, "Юлмарт", "Техносила", "Эльдорадо" и другие крупнейшие ритейлеры мультиварки Redmond продают как ни в чем не бывало.
Новый тамагочи
В компании Bork, которая тоже выпускает мультиварки (самая дешевая стоит около 13 тыс. руб., самая дорогая -- почти 60 тыс. руб.), говорят, что мультиварка -- второй после японского тамагочи популярный гаджет, пришедший не с Запада, а с Востока.
В 2009 году московская компания "Дом бытовой техники" (занимается оптовой торговлей бытовой техникой) заказала пробную партию китайских рисоварок (которые только-только начали называть мультиварками) для собственного бренда "Великие реки". "Мы старались привозить интересные и актуальные новинки. Например, в числе первых привезли вафельницы, которые делают плоские вафли, "как в СССР", керамические чайники и термопоты,-- рассказывает бывший менеджер "Дома бытовой техники" Антон Захаров (сейчас -- руководитель направления "Дом и хобби" в компании X-Com).-- Мультиварку мы привезли как очередную позицию на пробу. Заказали контейнер, установили ценник 1,2 тыс. руб. За полгода продали, наверно, штук сто. Снизили цену до 800 руб., и все равно никто не брал".
Дело сдвинулось с мертвой точки, когда компания (уже, очевидно, от безысходности) договорилась о продаже мультиварок с телевизионным магазином Top-Shop. Его рекламные видео неожиданно выстрелили, и целый контейнер мультиварок улетел буквально за месяц.
Сегодня в российских магазинах электроники представлены десятки этих устройств. Например, в "Техносиле" продается более 60 моделей, в "М.Видео" -- около 90.
Мультиварки обсуждают на сотнях русскоязычных форумов и в социальных сетях, им посвящают книги и телепередачи.
Интересно, что по-настоящему культовым за пределами Юго-Восточной Азии потомок рисоварки стал только в России. В американских сетях Wal-Mart и Best Buy или, например, в немецкой Saturn мультиварку приобрести можно, но выбор ограничен несколькими моделями. Эксперты объясняют феномен тем, что в России много готовят, а кухни маленькие.
"В чем секрет? Мы часто едим каши, супы, любим варить варенье, у нас сильна культура питания дома,-- рассуждает врач-диетолог Михаил Орехов.-- Многие приносят приготовленную дома еду на работу. В Западной Европе и тем более в Америке готовят меньше, там значительно чаще питаются в кафе и ресторанах, а дома если и готовят, то на скорую руку.
В странах с богатой кухней люди готовят чаще, но, как правило, сложные блюда делают на праздники или к выходным, предпочитая традиционные способы готовки". "На шестиметровых кухнях люди хранят кастрюли и сковородки в духовках, их долго выгружать, а мультиварка -- вот она, под рукой.
Кухонный айфон
Мультиварки похожи на айфоны на российском рынке еще и потому, что львиная доля игроков на обоих рынках -- B-бренды. В мультиварках это производители вроде Polaris, Redmond или Supra, на рынке бюджетных смартфонов царят российские производители вроде Explay и Highscreen. Международные игроки -- Panasonic и Philips в одном случае, Samsung и Apple в другом -- оказываются в меньшинстве.
Впрочем, несмотря на кажущееся разнообразие, многие модели, которые продаются под разными названиями, практически неотличимы.
При этом мультиварки, за которые в российских магазинах просят 5-6 тыс. руб., на Alibaba.com, крупнейшей интернет-платформе для оптовой и мелкооптовой B2B-торговли, стоят по $10-30 (цена зависит от размера заказываемой партии).
Зато благодаря столь мощной конкуренции всего за три года из кастрюли с электроприводом мультиварка превратилась чуть ли не в космический корабль. Вот как описывают, например, мультиварку Cuckoo в издании iXBT.com: "Прибор оснащен голосовым гидом, шрифтом Брайля, имеет функции скороварки, медленноварки, духовки, 12 автоматических программ, чашу с пятислойным покрытием и мраморным напылением. И самое главное -- мультиварка индукционная, то есть теоретически она может служить аналогом не электрической, а газовой плиты".
В прошлом году некоторые производители представили мультиварки с Wi-Fi. Сериалы из интернета, правда, они пока не скачивают -- беспроводное соединение используется для управления прибором при помощи смартфона.
Помогут ли новые функции оживить продажи, пока не ясно. Производители мечтают о появлении нового класса потребителей, которым мультиварка окончательно заменит плиту. "Есть потребители, которые задумываются о покупке второй мультиварки на кухню, чтобы иметь возможность параллельно готовить, например, суп и второе",-- рассказывают в Philips.




SIA.RU: Главное