Новости

Клиент всегда частично прав. Банки почти отказались от взимания необоснованных комиссий, несоразмерных штрафов и навязывания страховок

Мониторинг соблюдения прав заемщиков, проведенный по заказу Минфина, показал, что за год ситуация существенно улучшилась. Банки почти отказались от такого доходного бизнеса, как взимание различных необоснованных комиссий и несоразмерных штрафов за просрочку платежей по кредитам, а также навязывание страховок. Впрочем, ряд проблем сохраняется, для их решения уже осенью авторы исследования намерены инициировать поправки к законодательству.

В распоряжении "Ъ" оказался отчет "О состоянии прав и интересов заемщиков в России на рынке кредитования", подготовленный по заказу Минфина. Отчет составлен по результатам независимого мониторинга, проведенного консорциумом в составе Международной конфедерации обществ защиты прав потребителей (КонфОП) и Consumers International (Великобритания). Исследование проводилось в январе--апреле, результаты будут представлены общественности в ближайшее время. Это третий и последний этап исследования, стартовавшего в начале 2014 года. Целью было определить, насколько закон "О потребительском кредите" (вступил в силу 1 июля 2014 года) на практике улучшил положение банковских заемщиков. В исследовании приняли участие 25 крупнейших организаций по каждому сектору розничного кредитования, в том числе госбанки и микрофинансовые организации. "Тайные покупатели" оформляли потребительские, ипотечные кредиты, автокредиты и микрозаймы и оценивали ситуацию с соблюдением прав потребителей.

Как следует из отчета, по сравнению первым кварталом 2014 года (первый этап исследования) ситуация изменилась в лучшую сторону. Наиболее заметные улучшения произошли в части взимания необоснованных комиссий при кредитовании.

Так, если в первом квартале 2014 года 20% опрошенных брали комиссию за рассмотрение заявки, то теперь таких не осталось совсем (0%). Проблема с комиссией за ведение ссудного счета или ее аналогами тоже в существенной мере разрешилась: число кредиторов взимавших ее, сократилось за год с 12% до 4%. Полностью решена проблема с платным информированием заемщика об остатке задолженности (0%), в то время как годом ранее в этом нарушении были замечены 66% участников исследования.

Столь позитивная ситуация с комиссиями объяснима: взимание определенных их видов прямо запретил закон "О потребительском кредите", кроме того, банки пытаются не растерять клиентов.

"Многие банки, стремящиеся создать устойчивую и лояльную клиентскую базу, отказались от комиссий за рассмотрение заявки, ведения ссудного счета и т. д. еще задолго до вступления в силу закона "О потребительском кредитовании"",-- говорит первый зампред правления Локо-банка Ирина Григорьева.

Отказались банки не только от необоснованных комиссионных доходов, но и от чрезмерно высоких штрафов. "Нас особенно волновала проблема с высокими штрафами за просрочку по ипотеке; годом ранее у большинства игроков, включая Сбербанк, они доходили до 180% годовых,-- говорит глава КонфОП Дмитрий Янин.-- Сейчас ситуация существенно лучше, штрафы преимущественно составляют 18-36% годовых, лишь 2 из 25 ипотечных игроков, причем не самых крупных, продолжают взимать высокие штрафы по ипотеке (180%)". "Снижение штрафов связано с позицией судов, которые завышенные штрафы или признают незаконными, или снижают до реальных размеров",-- говорит руководитель практики разрешения споров "Горизонт Капитал" Василий Ицков.

Продолжает беспокоить защитников прав потребителей ситуация с территориальной подсудностью споров заемщиков с банками. Закон позволяет банкам записывать в договорах с заемщиками условие суда по месту регистрации банка, но только если он является истцом. Заемщик же вправе обратиться в суд как по месту собственной регистрации, так и по месту регистрации банка. Число тех, кто фиксирует в договорах подсудность по месту регистрации банка, за год фактически не изменилось -- около 60%.

"Мы готовим к внесению в осеннюю сессию поправки к закону "О потребительском кредите", которые должны решить вопрос подсудности и до конца разрешить проблему завышенных штрафов, а также снять ряд других вопросов,-- говорит господин Янин.-- Мы рассчитывали, что отчасти это будет достигнуто с принятием закона "О банкротстве физлиц", но его отложили (см. "Ъ" от 17 июня), а проблемы сохраняются".

Ксения Дементьева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное