Население России стареет, правительству все больше нравится популярная на Западе концепция активного долголетия. По крайней мере, на бумаге — в реальной жизни мешает архаичная система здравоохранения и крайне неэффективная бюрократия.
НАДЕЖДА ПЕТРОВА
Фарш стратегического назначения
История со стратегией действий в интересах пожилых граждан вышла обычная, шекспировская, какие нередко случаются в системе государственного управления: сперва кажется -- мощные начинания, а после не знаешь, как их лучше назвать, чтобы не нарушить правила приличия. Один из собеседников "Денег", например, предпочел воспользоваться словом "фарш". Впрочем, в подобных ситуациях всегда спасает формальный подход: как ни крути, а документ, опубликованный Минтрудом на "едином портале",-- проект той самой Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года, о которой говорил год назад президент РФ. Долгожданный ответ на "запрос на новую, современную политику" в этой сфере.
Первая, сравнительно небольшая (хотя и занимающая ровно половину документа), проблема заключается в том, что, кажется, понять содержание запроса на новую политику авторы проекта пытались, припоминая, какими государственными благами уже пользуются или теоретически могут воспользоваться 33,8 млн граждан пенсионного возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60). И если вспоминать все -- от получения пенсий до ежегодной Спартакиады пенсионеров России, то сама собой возникает мысль, что с государственной политикой в отношении пожилых все в порядке: не могут быть недостаточными меры, одно описание которых требует не меньше 30 страниц.
Но, поскольку наличие запроса предполагает все же какую-то нехватку, авторам начинает хотеться странного, к примеру одежды, обуви и "специальных многокомпонентных продуктов питания" для пожилых граждан. "Понятно, что у всех групп населения, не только у пожилых, должно быть здоровое питание. Но разрабатывать какие-то спецпродукты, вместо того чтобы пытаться просто сбалансировать диету... Во всяком случае я впервые такое вижу,-- признается ведущий научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ Оксана Синявская.-- В целом проект невнятный, и непонятно, кому он адресован. В нем есть понемножку про трудоустройство, про соцобслуживание, про спецтранспорт -- он и обо всем, и ни о чем".
Пенсионер с потенциалом
Теоретически у пожилых россиян возможностей со вкусом провести старость не меньше, чем у пожилых европейцев. По крайней мере, попытка Оксаны Синявской и ее коллег Анны Ермолиной и Марии Варламовой рассчитать для России европейский Индекс активного долголетия дала результат немногим ниже среднеевропейского (31,1% против 33,5%). Но индекс измеряет не качество жизни, а именно потенциал активного, здорового долголетия. И неплохой результат РФ во многом связан с высоким уровнем образования пожилых россиян.
Высокие значения еще пары индикаторов при внимательном рассмотрении вряд ли порадуют. Показатели относительного -- в сравнении с трудоспособным населением -- материального благополучия российских пенсионеров оказались сопоставимы со средними по ЕС. Но, как отмечается в докладе Синявской и ее коллег, это может быть связано с тем, что "благодаря социальным трансфертам... на селе старики зачастую живут лучше трудоспособного населения".
При этом, как следует из доклада ВШЭ, пожилые россияне отстают от европейцев по уровню занятости, реже участвуют в волонтерской деятельности, часто проживают вместе с детьми (отдельно живет 52% -- меньше, чем в любой из стран ЕС), хуже оценивают свое психологическое состояние и редко поддерживают активные социальные контакты. Всего 40% людей старше 55 лет встречаются с друзьями, родственниками или коллегами хотя бы несколько раз в неделю.
Здоровья нет, работы не будет
Низкая продолжительность жизни и плохое состояние здоровья, пожалуй, основное, что мешает активному долголетию пожилых россиян. "Для общества с нашим уровнем здоровья пожилых людей ситуация с их занятостью выглядит в целом неплохо",-- подчеркивает Синявская. Экономическая активность пожилых, по данным Росстата, в последние годы колеблется у отметки 30%, а безработица в этой категории населения составляет 2-3% (в 2014-м абсолютная численность пожилых безработных, то есть тех, кто, несмотря на пенсию, искал работу и готов был к ней приступить, составила 196 тыс. человек).
Правда, отмечает Синявская, положение еще можно улучшить за счет мероприятий "на стороне спроса" -- скрытая дискриминация и негативное отношение работодателей к пожилым никуда не делись, но в целом, учитывая "букет хронических патологий", которые появляются к этому возрасту, можно сказать, что "у нас работают все, кто может работать".
Впрочем, здесь возникает вопрос уже не только к проекту стратегии, но и "в целом к политике государства": "Зачастую к пенсионному возрасту исправлять что-то уже сложно. Наши исследования, исследования наших коллег показывают, что, очевидно, нужно больше инвестиций в здравоохранение для того, чтобы повысить здоровье населения",-- считает Синявская.
Общественная причастность
"С учетом того как живут пожилые люди сегодня, с их уровнем дохода и их наплевательским отношением к здоровью главное -- медико-социальная составляющая",-- убеждена Нюта Федермессер, президент фонда помощи хосписам "Вера", принимавшая участие в работе над проектом. "Для меня было важно, чтобы в стратегии было прописано сочетание гериатрической и паллиативной помощи и медико-социальное взаимодействие",-- подчеркивает она.
Читайте также:
"Во всем мире большую часть паллиативной помощи составляет паллиативная гериатрия -- помощь пожилым людям, которые приближаются к крайней точке своей жизни, у которых масса хронических заболеваний, связанных с возрастом, не обязательно онкологических. Паллиативная помощь нужна пожилым людям с болезнью Альцгеймера, с паркинсонизмом, лежачим пациентам после инсультов -- большинству из них больше 65 лет,-- объясняет Федермессер.-- Нельзя говорить, что мы поможем тяжело болеющим, тем более длительно болеющим, пожилым людям, если мы будем их только лечить, но не будем им предоставлять социальную помощь и защиту".
Второй принципиальный, по ее словам, момент -- подготовка персонала для ухода за больными. "Пожилых людей становится все больше, и систему домов долгосрочного ухода и оказания амбулаторной паллиативной помощи, стационаров на дому, выездных служб нужно будет развивать очень быстро. Надо будет подстраиваться под спрос населения на эту помощь, а персонала нет уже сейчас".




SIA.RU: Главное