Масштабная акция протеста вчера прокатилась по России: тысячи дальнобойщиков выступили против введения платы за проезд по федеральным дорогам для 12-тонных грузовиков. В Новосибирской и Ростовской областях водители грузовиков намеренно создавали многокилометровые пробки, в ряде регионов пришлось привлечь полицию и ОМОН. Власти уже пошли навстречу перевозчикам: накануне акции премьер Дмитрий Медведев распорядился первые несколько месяцев использовать заниженные вдвое тарифы. Решением Минтранса штрафы за неоплату проезда будут применять по всей стране только с мая.
Недовольство водителей большегрузов связано с запуском с 15 ноября системы взимания платы (СВП) "Платон". Она готовилась к запуску несколько лет, госзаказчиком выступает Росавтодор, концессионером -- компания "РТ-Инвест Транспортные системы", привлекшая в проект 27 млрд руб. Газпромбанка. СВП создавалась с оглядкой на практику некоторых зарубежных стран, где грузоперевозчики оплачивают ущерб, наносимый грузовиками дорожному покрытию. С помощью "Платона" планируется собирать ежегодно около 40 млрд руб. с владельцев 12-тонных грузовиков, используя эти деньги в дорожном ремонте и стройке. Накануне премьер Дмитрий Медведев утвердил тарифы для СВП: до 1 марта 2016 года -- 1,53 руб. за километр пути, до 31 декабря 2018 года -- 3,06 руб., после 2018 года -- 3,73 руб. за километр. Для оплаты маршрута нужно согласовать его и оплатить заранее либо установить в машину следящий прибор, привязанный к счету.
Акции протеста прошли в нескольких десятках городов, в них участвовало несколько тысяч водителей.
Основные претензии сводятся к двум вещам. Первая -- это, собственно говоря, высокие тарифы. "Для того чтобы съездить в Новосибирск, я должен отдать 15 тыс. руб. неизвестно на что и неизвестно кому",
-- рассуждает водитель "МАЗа" Дмитрий Кололай, участник акции под Москвой, где дальнобойщики собрались на трассах М5 "Урал" и М4 "Дон". 36-летний дальнобойщик Олег Рощупкин считает, что многие компании не осилят новые сборы и "станут задирать цены на свои услуги": это в результате приведет к росту цен на продукты.
Вторая претензия связана с особенностями работы СВП. "Нововведения обязывают перед выполнением заказа получить в региональном центре маршрутную карту и платить за каждый километр пути. Если водитель отклонится от маршрута, то штраф составит 45 тыс. руб.,
-- объясняет директор компании "Викел" Виктор Богданенко, участник акции в Новосибирске.-- Эти сборы разорят наш бизнес". Также водители жалуются на то, что приходится согласовывать и оплачивать отдельно каждый маршрут, а это ограничивает грузоперевозчиков в передвижении.
Читайте также:
В знак протеста против запуска СВП дальнобойщики целенаправленно провоцировали заторы. Самая масштабная акция прошла на трассе М4 "Дон" в Ростовской области. Рано утром к месту проведения акции в районе хутора Ленина подъехали два бронированных "Урала" с ОМОНом и батальон ДПС: полицейские попытались не допустить забастовки. Дальнобойщики оперативно переехали протестовать в другое место -- на стоянку придорожной гостиницы "Родина". Колонна из нескольких сотен фур протестующих растянулась по трассе на 50 км.
В остальных городах водители ограничились придорожными акциями.
В ближайшее время готовится еще ряд акций протеста, заявил председатель межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. 15 ноября, в день запуска СВП, владельцы грузовиков не выйдут на маршруты.
"Если до 20 ноября "Платон" не отменят, мы начнем перегораживать дороги",-- пообещал он.
Афанасий Сборов