Министр финансов РФ взбодрил всех заявлением о том, что кризис 1998 года может повториться в 2016 году, если правительство не примет экстренные меры по сокращению расходов бюджета. Под кризисом 1998 года чиновник понимает гиперинфляцию, вследствие чего произойдет обнищание населения. Резкий скачок курса на более высокие отметки возможен, соответственно, и рост инфляции, но на короткий период времени.
В целом же, предпринятых ранее правительством мер хватает, чтобы ситуация не только не вышла из-под контроля, но и стала более благоприятной. Корреляция между ценами на нефть и курсом рубля по отношению к иностранным валютам заметно снизилась. Например, при ценах на нефть в $30 за баррель, за один доллар США должны давать 120 рублей, но по факту рубль гораздо крепче. Это значит, что зависимость бюджета страны от нефтяных доходов тоже снижается.
Кроме того нужно понимать, что природа кризиса нынешнего и кризиса 1998 года разная. Сейчас ситуация принципиально иная. В те годы страна переживала развал СССР, переход от одного режима власти к другому проходил крайне тяжело.
Читайте также:
Итоги приватизации еще не были ясны, эффекта от перехода на коммерческую основу труда и производства не было. На прилавки хлынула иностранная продукция пока различные структуры боролись за собственность. В итоге, наши товары не только не смогли выдержать конкуренцию, но и перестали быть востребованными среди населения. Курс рубля жестко сдерживался, что в итоге вылилось в резкий скачок и гиперинфляцию, да и долговая нагрузка была достаточно высокая (200%ВВП).
Сегодня мы имеем плавающий курс рубля, политику импортозамещения (стимулируем свое производство), отсутствие иностранной конкуренции в ряде сфер, низкую долговую нагрузку (около 20%ВВП) и инфляцию в 15%. Основная проблема – в низких ценах на сырье и в нежелании восстанавливать производство товаров и услуг в иных сферах.
Мы призываем не паниковать, а наблюдать за ситуацией. Прогноз министра финансов, на наш взгляд, слишком пессимистичен.
Анна Кокорева, аналитик Альпари