Новости

"Вертолеты России" приватизируют в узком кругу. Блокпакет холдинга может быть продан его менеджменту

Государство ищет новые способы приватизации холдинга "Вертолеты России", объединяющего вертолетостроительные предприятия страны. На фоне отсутствия четких договоренностей с итальянской AgustaWestland в качестве инвестора и провала идеи IPO блокпакет компании может выкупить ее менеджмент. "Вертолеты России" возглавляет Александр Михеев, источники "Ъ" называют его "давним членом команды" главы "Ростеха" Сергея Чемезова. Остальные топ-менеджеры чистые отраслевики, зато известные фигуры есть в совете директоров холдинга, а как показал опыт продажи "ВСМПО-Ависмы", они также могут принять участие в подобном выкупе.

Правительство рассматривает возможность продажи 25% пакета акций холдинга "Вертолеты России" менеджменту, причем приватизация может состояться уже в 2016 году. О таком варианте вчера впервые заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. Министр признал, что самым доступным способом приватизации является выход на открытые рынки, но машиностроительные компании не всегда могут получить "референтную цену".

Источники "Ъ" не знают, кто именно среди топ-менеджеров "Вертолетов России" мог бы принять участие в выкупе пакета, и отмечают, что пока речь идет лишь о потенциальной возможности. В пресс-службе холдинга "Ъ" заявили, что "не располагают сведениями" о решениях, связанных с привлечением инвесторов. С середины 2013 года "Вертолеты России" возглавляет Александр Михеев, которого собеседники "Ъ" называют "давним членом команды" главы "Ростеха" Сергея Чемезова. На сегодняшний день у господина Михеева есть 11 заместителей, но все они, по словам источников "Ъ", "производственники, которые пошагово строили карьеру в вертолетостроении". Впрочем, совет директоров "Вертолетов России" возглавляет первый заместитель главы "Ростеха", бывший глава АвтоВАЗа и экс-губернатор Самарской области Владимир Артяков, который всегда был близок к Сергею Чемезову. Входит туда и Сергей Скворцов, долгое время работавший исполнительным директором "Тройки Диалог", а ныне также заместитель Сергея Чемезова.

Первоочередной задачей при назначении господина Михеева называлось именно привлечение в капитал холдинга стратегического инвестора. О таком сценарии приватизации пакета "Вертолетов России" господин Мантуров и глава "Ростеха" Сергей Чемезов говорили еще в 2013 году, сейчас он по-прежнему рассматривается как основной. В качестве стратега могла выступить дочерняя компания итальянской группы Finmeccanica -- AgustaWestland, но конкретных договоренностей с ней нет. До этого рассматривался вариант приватизации пакета холдинга через IPO -- "Вертолеты России" хотели провести его на Лондонской фондовой бирже еще в мае 2011 года. Компания планировала разместить акции на сумму более $500 млн, из которых до $250 млн -- в рамках допэмиссии, но не смогла собрать достаточно заявок от инвесторов.

Артем Малков, партнер Strategy Partners Group, считает продажу пакета акций "Вертолетов России" менеджменту наиболее реалистичным вариантом. В текущей политической ситуации говорить о создании некоего глобального альянса в области машиностроения с участием западного партнера маловероятно. В условиях дефицита бюджетных ресурсов для развития авиапрома в капитал холдинга также можно было бы привлечь крупных российских частных инвесторов, уже владеющих профильными активами, отметил эксперт.

Елизавета Кузнецова, Анатолий Джумайло, Ольга Мордюшенко


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное