Компания "РТ-Инвест Транспортные системы" обязана представить в суде концессионное соглашение с Росавтодором, в рамках которого создавалась система взимания платы с грузоперевозчиков "Платон". До сих пор этот документ фактически держится в секрете. Такое решение принял арбитражный суд Москвы, начав рассмотрение иска оппозиционера Алексея Навального с требованием признать незаконным упомянутое соглашение и, как следствие, запуск "Платона".
[photo 1]
Вчера арбитраж Москвы начал рассмотрение иска основателя Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального, требующего признать ничтожным концессионное соглашение Росавтодора с оператором системы "Платон" компанией "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС).
Напомним, система "Платон" создавалась в 2013-2014 годах для компенсации ущерба, наносимого большегрузным транспортом дорогам. Правительство решило прибегнуть к услугам компании-концессионера: она собирает с владельцев грузовиков плату за проезд, направляет ее в бюджет РФ, а взамен получает от государства 10,6 млрд руб. для компенсации понесенных на запуск и эксплуатацию системы расходов. Распоряжением правительства от 29 августа 2014 года концессионером стала РТИТС. С 15 ноября 2015 года "Платон" запущен с тарифом за проезд 1,53 руб./км, что вызвало массовое возмущение дальнобойщиков. По России прокатилась волна митингов и протестных автопробегов. Ответом стало решение властей радикально снизить штрафы за неоплату проезда (с 450 тыс. руб. до 5 тыс. руб.). С ноября "Платон" собрал с перевозчиков 2,8 млрд руб.
Алексей Навальный и представители ФБК считают незаконным выбор концессионера без проведения конкурса. В Росавтодоре (соответчик) настаивают на обратном. Спор, по сути, сводится к трактовке ст. 37 закона "О концессионных соглашениях". Там говорится, что "концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса... с концессионером, определенным решением правительства РФ, а также в иных предусмотренных законом случаях". ФБК считает, что конкурс нужно было проводить в любом случае, а компанию по его итогам выбирает правительство.
Отметим, что вначале Росавтодор планировал провести конкурс и даже начал сбор заявок: в 2014 году среди участников были французская Vinci, итальянская Autostrade, немецкая Siemens, словацкая Skytoll и др. Однако, как пояснила "Ъ" представитель Росавтодора Елена Смирнова, в связи со сменой "геополитической обстановки" и "соображений национальной безопасности" было решено выбрать российскую компанию: будущий концессионер получал, в частности, доступ к российским картам и возможность следить за передвижением транспорта.
Читайте также:
Арбитраж в рамках разбирательства вчера обязал ответчиков представить текст концессионного соглашения к следующему заседанию: до сих пор этот документ нигде официально не публиковался.
Представители РТИТС и Росавтодора возражать не стали.
"С юридической точки зрения концессионное соглашение -- конфиденциальный документ, который обычно не раскрывают,-- пояснила "Ъ" юрист компании Herbert Smith Freehills Яна Иванова.
-- Но учитывая резонансную ситуацию с "Платоном", скрывать соглашение -- путь в никуда. Сейчас удачный момент для Росавтодора, чтобы публично рассказать и показать, что все условия работы с РТИТС понятны и прозрачны, опубликовав текст или хотя бы его часть".
Иван Буранов