По ходатайству СКР Басманный райсуд сегодня изберет меру пресечения владельцу группы компаний московского аэропорта Домодедово Дмитрию Каменщику. Накануне предприниматель, явившийся на допрос в качестве свидетеля, был обвинен следователем в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, которые повлекли гибель людей в результате теракта. Следствие, похоже, рассчитывало, что господин Каменщик скроется от него, но он сказал: "Зачем бежать? Я знаю, что за мной правда!" После того как господин Каменщик оказался за решеткой, может быть реализован давний проект об интеграции всех трех столичных аэропортов.
Свидетеля ждали с обвинением
По данным "Ъ", повестку с вызовом на допрос к следователю по особо важным делам ГСУ СКР Сергею Дубинскому Дмитрий Каменщик получил 16 февраля.
Несмотря на то что его вызывали в качестве свидетеля, господин Каменщик не исключил, что все это может завершиться его задержанием, поэтому первым делом закончил неотложные дела, после чего созвал пресс-конференцию.
Выступая на ней, Дмитрий Каменщик рассказал, что его действия, как ранее арестованных экс-директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова, бывшего главы российского представительства компании Airport Management Company Limited (управляет аэропортом Домодедово) Светланы Тришиной и бывшего управляющего директора ЗАО "Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити" (обеспечивает в нем авиационную безопасность) Андрея Данилова, никак не могли привести к ослаблению мер безопасности в аэропорту, а тем более способствовать совершению в нем теракта 24 января 2011 года.
"Я не вижу в деле (об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.-- "Ъ") состава преступления",-- заявил господин Каменщик.
Вчера в 12:30 Дмитрий Каменщик и сопровождавшие его адвокаты приехали в 1-й отдел главного следственного управления СКР, находящийся на улице Строителей. По словам источников "Ъ", владелец Домодедово был одет в спортивную куртку, толстовку и брюки в стиле милитари. С собой он принес сумку с вещами и предметами личной гигиены, которые могут потребоваться в тюрьме.
Говорят, что, увидев свидетеля, подготовившегося к посадке, следователь то ли в шутку, то ли всерьез поинтересовался, почему тот, имея под контролем крупный аэропорт, даже не попытался исчезнуть из страны.
У владельца Домодедово действительно были все возможности оказаться за границей. Меру пресечения для него никто не избирал; на транспортных объектах так называемые сторожки на него не выставлялись, а наблюдения за ним никто из подчиненных не замечал. С другой стороны, арест его бывших сотрудников, в том числе госпожи Тришиной, воспитывающей двух малолетних детей, свидетельствовал о том, что следствие настроено самым жестким образом. "Зачем бежать? Я знаю, что за мной правда!" -- сказал тем не менее господин Каменщик.
Источники, близкие к следствию, сообщили, что следственные действия с участием Дмитрия Каменщика продолжались до 18 часов. За это время его вначале допросили в качестве свидетеля, потом ему предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), а после этого допросили еще и как обвиняемого.
Свою вину Дмитрий Каменщик не признал, дав развернутые показания по каждому пункту, который интересовал сотрудников оперативно-следственной бригады.
Дмитрий Каменщик дал развернутые показания
По версии следствия, в декабре 2007 года в Домодедово была разработана и введена "Технология досмотра на входах в аэровокзальный комплекс", по которой лица, направляющиеся в него, должны проходить через рамки стационарных металлоискателей, а при необходимости -- досматриваться и сотрудниками транспортной полиции.
Однако, считает следствие, выполнение действий "по соблюдению необходимого уровня авиационной безопасности" было сопряжено с дополнительным временем нахождения посетителей и пассажиров на входных группах в аэровокзальный комплекс Домодедово, что привело к образованию очередей. Увеличение пассажиропотока, полагают в ГСУ СКР, требовало от Дмитрия Каменщика и других неустановленных владельцев предприятий аэровокзального комплекса принятия незамедлительных мер по его реконструкции и увеличению входных групп и, как следствие, дополнительного расходования средств.
Господин Каменщик и другие обвиняемые, считает следствие, в период с 2009 по 2010 год приняли решение разработать и ввести новую "Технологию досмотра на входах в аэровокзальный комплекс Домодедово", в соответствии с которой сокращалось время нахождения пассажиров на входах в аэропорт. По данным следствия, технология предусматривала нахождение на каждой входной группе лишь одного сотрудника службы авиационной безопасности. Он досматривал с помощью интроскопа багаж и личные вещи пассажиров, но при этом сами они процедуру технического контроля с использованием стационарного металлоискателя не проходили. Досмотр же входящих в аэровокзальный комплекс осуществлялся выборочно. Таким образом, применение новой технологии, считает следствие, позволило сократить время нахождения пассажиров и посетителей у входов, но при этом "увеличило вероятность проноса взрывного устройства", чем и воспользовался террорист-смертник Магомед Евлоев, самоподрыв которого привел к гибели 37 человек и ранению еще 170.
Следствие считает, что к тяжким последствиям для пассажиров привели действия господина Каменщика и других обвиняемых.
Сам владелец Домодедово, по данным "Ъ", дал развернутые показания о том, что технологии 2007 и 2010 годов имели лишь одно существенное различие. В соответствии с последним документом, на входах в аэропорт дежурили уже не только сотрудники службы авиационной безопасности, но и полицейские. Именно последние по закону могли осуществлять досмотр не только вещей, но и самих пассажиров, однако делали это выборочно.
В качестве доказательств невиновности господина Каменщика были приведены решения нескольких судов, как общей юрисдикции, так и арбитражного, установивших, что тотальный досмотр на момент теракта еще не был узаконен, а собственник аэропорта не должен отвечать за действия террориста, однако это не произвело на следователя никакого впечатления. После допроса следователь Дубинский вынес постановление о задержании господина Каменщика на двое суток. Ночь он провел в ИВС на Петровке, 38. Между тем уже вчера вечером ГСУ СКР обратилось в Басманный райсуд с ходатайством об избрании владельцу Домодедово меры пресечения в виде ареста.
Предполагается, что рассматривать его начнут в 14 часов. Представители самого бизнесмена готовы внести за него залог или предложить избрать ему меру пресечения в виде домашнего ареста.
Адвокаты Дмитрия Каменщика вчера были недоступны для комментариев. В свою очередь, пресс-служба Домодедово распространила пресс-релиз, из которого следовало, что его задержание является необоснованным, а сам аэропорт работает в штатном режиме.
Силовая интеграция
Отметим, что именно после теракта 2011 года власти заинтересовались структурой собственности Домодедово. Генпрокуратура и Счетная палата пытались установить конечного бенифициара аэропорта и дать ответ на вопрос тогдашнего президента Дмитрия Медведева о том, кто "спрятан" за структурой бенефициарных компаний. "Коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности",-- говорил тогда президент.
В 2011 году при подготовке к IPO, которое так и не состоялось, Домодедово опубликовало данные о конечном бенефициаре на сайте Лондонской фондовой биржи. Им оказался Дмитрий Каменщик. Он же с 1995 года возглавлял совет директоров аэропорта.
В 2013 году аэропорт официально сообщал, что конечным собственником предприятий является Дмитрий Каменщик.
Источники "Ъ" в авиаотрасли говорят, что демонстративное задержание господина Каменщика -- "четкий сигнал к тому, что будут развиваться планы глубокой интеграции трех московских аэропортов, но уже с применением силовых методов". При этом аэропорт Домодедово может быть фактически реприватизирован.
Читайте также:
В 2011 году, когда произошел теракт в Домодедово, правительство решило, что Шереметьево и Внуково, имеющие госдолю, необходимо объединить в единый комплекс. При этом частные владельцы Домодедово входить в объединенную компанию не собирались, а продать активы были готовы не меньше чем за $4-5 млрд. Источники "Ъ" говорили еще в 2013 году, что объединение московских аэропортов бессмысленно без участия Домодедово. Поэтому единственным выходом собеседники "Ъ" тогда видели снижение государственных инвестиций в аэропорт, что вынудит его владельцев пойти на уступки.
Впрочем, и в самом аэропорту признавали, что принадлежность Домодедово частным владельцам ставит под угрозу выделение средств из федерального бюджета, в том числе на третью взлетно-посадочную полосу и реконструкцию существующих объектов.
Николай Сергеев, Елизавета Кузнецова, Егор Попов




SIA.RU: Главное