Новости / Страхование

Узкий полис. Почему стало сложно купить ОСАГО с расширением

Машины по цене догнали квартиры, а расширение лимита ответственности к полису ОСАГО купить стало труднее, чем "автогражданку". В результате среди виновников ДТП появились первые банкроты.

[photo 1]

Тем, кто давно не просматривал цены на новые автомобили, будет небезынтересно узнать, что, по данным аналитического агентства "Автостат", с сентября 2014-го по июнь 2016 года они поднялись на 38%. В результате машины бизнес- и премиум-класса по стоимости уже сравнялись с квартирой в Москве. Так, Mercedes-Benz С-класса стоит от 6 млн руб., Lexus LX - от 5,5 млн руб.

Недавно большой резонанс получила история рабочего из Челябинска Владислава Кантемирова, который 2 февраля 2016 года на своем ВАЗ-2114 протаранил Rolls-Royce Phantom ценой 20 млн руб. бизнесмена и совладельца Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК) Александра Аристова. Тот изначально обещал не предъявлять претензий к рабочему, но иск о возмещении ущерба подал ЧЭМК, на который был оформлен автомобиль.

Суд компания выиграла, размер компенсации, назначенной виновнику ДТП, намного превысил сумму, которую могла компенсировать "автогражданка", и составил около 3,4 млн руб. В итоге рабочий Кантемиров объявил в эфире федеральных каналов о планах продать почку в счет оплаты долга.

Проблемы могло бы не быть, сделай водитель расширение к ОСАГО - добровольное страхование гражданской ответственности (ДСАГО). Этот полис является дополнением к "автогражданке" и увеличивает лимит ответственности виновника ДТП с 400 тыс. (максимум по ОСАГО) до 3 млн руб. Однако в последнее время с покупкой этой страховки у водителей возникли проблемы.

Как удалось выяснить "Деньгам", страховщики действительно сворачивают программы ДСАГО. Целый ряд игроков рынка автострахования прекратили заключать с клиентами расширенные договоры, как, например, "Росгосстрах". В других страховых компаниях признают, что сворачивают продажи ДСАГО. А там, где страховку еще можно купить, лимиты сократились, порой вдвое.

В ВСК, которая сейчас объединяется с "БИН страхованием", ДСАГО приобрести можно, но только при покупке полиса каско. В "РЕСО-гарантии" владельцу ОСАГО в расширении ответственности не отказывают.

Причина отказа от ДСАГО - высокая концентрация мошенников в этом сегменте. Из-за нее новый бизнес по добровольному страхованию гражданской ответственности, по словам управляющего продуктом управления розничного страхования СПАО "РЕСО-гарантия" Михаила Петряева, убыточен, причем настолько, что иногда этот "минус" не в силах перебить "плюс" от договоров постоянных клиентов.

Мошенники, рассказывает директор по развитию страхования СК МАКС Сергей Печников, начинали с того, что расширение по ОСАГО покупали после ДТП, когда был очевиден недостаток лимита; потом они дошли до того, что стали покупать дорогие иномарки для организации серии тотальных убытков и т. п. Таким образом, в сегменте ДСАГО страховщики имеют дело уже с откровенным криминалом - с подставами, переделкой и всеми сопутствующими мошенническими схемами.

В результате и добросовестным водителям отказывают в расширении ответственности по ОСАГО или предлагают усеченный лимит.

В качестве альтернативы страховщики могут существенно поднять цены на полисы ДСАГО, и, поскольку это добровольный вид страхования, регулятор тут окажется бессилен.

Как удалось выяснить корреспонденту "Денег", некоторые автовладельцы, находясь в офисе страховщиков, после длительных препирательств с менеджером все-таки добиваются заключения договора ДСАГО, выбивая лимит в 3 млн руб. Менеджеры проводили их как корпоративных клиентов, а вместо 5 тыс. руб. брали за ДСАГО 15 тыс. руб.

Поскольку ситуацию с ДСАГО страховщики напрямую увязывают с объемом мошенничества в автостраховании, возникает вопрос: что происходит с бюро страховых историй, существующим с 1 августа 2015 года? "БСИ сегодня не работает. Пока можем констатировать только, что мы загружаем в БСИ данные по своей компании, но какой-либо информации, которая может быть использована для тарификации, нам обратно не поступает",- рассказывает Сергей Печников. По словам других страховщиков, до сих пор не решены вопросы с передачей персональных данных, и у многих игроков рынка есть опасения, что БСИ может быть угрозой с точки зрения переманивания клиентов конкурентами.

Как рассказывает ведущий юрист по имущественным спорам Heads Consulting Анна Абраменко, если размер ущерба превышает страховую выплату для владельца полиса ОСАГО, виновник ДТП должен - добровольно или по суду - выплатить потерпевшему разницу между фактическим размером ущерба и страховой выплатой. Если же у потерпевшего полис каско, то страховая компания выплатит ему все по условиям договора. И затем уже не автовладелец, а страховщик предъявит иск о возмещении ущерба виновнику аварии в порядке суброгации (ст. 965 ГК РФ).

Как уверяют в РСА, на ситуацию с ДСАГО могут повлиять изменения в законодательстве, а также документы, подготовленные страховщиками в виде поправок к нормативным актам и регулирующие деятельность автоюристов.

А пока страховщики осваивают вступивший в прошлом году в силу закон о банкротстве физлиц. По нему процедуру банкротства может инициировать любой кредитор, если ему задолжали свыше 500 тыс. руб. и просрочка затянулась на срок более трех месяцев. Так, согласно картотеке дел ВАС, недавно банкротом был признан должник, не выплативший по иску страховой компании более 8,5 млн руб. По словам главы юридического департамента одной из страховых компаний, и среди виновников ДТП уже есть прецеденты банкротств.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное