Новости / Популярные финансы

Александр Ашихмин, генеральный директор ООО «С-Кволити», доцент ИрНИТУ, член Союза архитекторов России: «Своё предпочтение я отдаю средним и малым финансовым структурам»

Александр Ашихмин, генеральный директор ООО «С-Кволити», доцент ИрНИТУ, член Союза архитекторов России

Про выбор банка. За свою жизнь я имел деловые отношения со многими банками, через некоторые из них покупал акции, ценные бумаги, и вот что я для себя понял: средние и небольшие банки намного удобнее и практичнее крупных. Почему? Возьмём, к примеру, тот же Сбербанк, который имеет очень много филиалов в Иркутске. Это огромная, неповоротливая машина, с длинными очередями, с постоянно закрывающимися и открывающимися филиалами, меняющимися в одностороннем порядке условиями и тарифами.

Приходя туда как юридическое лицо, снова будто в Советский Союз попадаю – ощущаю себя каким-то элементом системы, который легко можно заменить другим безо всяких последствий – настолько сотрудники банка индифферентны и холодно-официальны, соблюдают какой-то свой алгоритм действий и мимики.

Сбербанк впереди других по работе с населением (удобно, что много точек и банкоматов), но не более. А вот в небольших банках абсолютно другое отношение к клиентам – человеческое и доверительное, они глубже вникают в проблемы, и, что называется, отстаивают интересы своих клиентов.

Как юридическое лицо, на протяжении последних шести лет я пользуюсь услугами Промсвязьбанка, а до этого – МДМ. В 2011-м произошел такой случай: по ошибке мы не туда перевели платёж. Сумма была довольно приличной, и если бы деньги достигли получателя, то мы бы уже не смогли их вернуть. Когда было уже поздно, и даже рабочий день закончился, к нам на помощь пришла менеджер по работе с юридическими лицами МДМ-банка. Она обратилась к управляющему и остановила перевод где-то на полпути. Это ведь сейчас деньги переводятся в течение нескольких секунд, а тогда ещё работала ступенчатая система проводок. В общем, деньги к нам вернулись, и с тех пор моё доверие к средним и небольшим коммерческим банкам только растёт с каждым годом.

Да, я не спорю, большой банк-монополист с государственным учредительным капиталом  стабильнее в плане сохранности средств, но для меня лично еще человеческое отношение и комфорт очень много значат.

Поэтому своё предпочтение я отдаю средним и малым финансовым структурам.

Про кризис. Кризис очень сильно сказался на нашей профессиональной деятельности: архитектурно-строительном проектировании, проектировании частных домов и интерьеров, перепланировки, ландшафтной архитектуре, научно-исследовательских работах и градостроительном планировании. Наша фирма за последние три года выполнила всего три серьезных проекта для крупных иркутских и ангарских заказчиков (для сравнения - в прошлые годы таких работ было по 3-5 ежегодно). Все работы были выполнены согласно контрактам и техническим заданиям, а актов и денег до сих пор добиться не можем. Как итог, мы уже второй год судимся с одним из заказчиков из-за уплаты денег за проделанную работу и возмещения ущерба. Два суда уже выиграли, в августе намечается последний, кассационный. По двум другим объектам дело также стремительно идет к арбитражным судам.

И здесь ситуация подобна банковской сфере: чем крупнее заказчик, тем он безответственнее себя ведет, тем меньше боится потерь и накладных расходов, потому что платит не из своего кармана.

Я вообще считаю, что кризис в первую очередь ударил по строительной отрасли. В последнее время идёт очень сильный рост стоимости строительного оборудования, стройматериалов и, в частности, металла. Люди покупают квартиры в городе по фиксированным ценам, по ипотеке, в рассрочку, но застройщикам становится невыгодно работать себе в убыток при постоянно растущих ценах на материалы - а дополнительных взносов с покупателей уже не потребуешь.  Да, строительные компании иногда могут достроить здания без прибыли, а зачем? И так уже снова возрождаются бартерные цепочки-схемы 90-х. Вот и стоят годами недостроенные, брошенные здания по всему Иркутску. Права дольщиков, на мой взгляд – это права всех участников строительного процесса. Ведь и подрядчик-застройщик вкладывается, рискует кредитными ресурсами (с растущими ставками), своей репутацией, имуществом и, зачастую, чуть ли не жизнью.

Про кредиты. Опять же, малые банки принимают в расчет реальные доходы кредиторов, а крупные, как например ВТБ24, где я имел неосторожность «кредитнуться», вообще не идут навстречу: не хотят даже объединить и пересчитать два собственных кредита в одну сумму – пусть по средней ставке, потому что при этом потеряют какую-то мелочь по процентам. Проанализируйте растущую волну банкротств физических лиц – их наверняка больше, как и потерянных средств - в абсолютном и процентном соотношении, у банков-монополистов. А закрывают только малые частные банки.

Поэтому и ставки по кредитам все растут – добросовестные заемщики компенсируют потери банкиров от их же собственной негибкой и недальновидной финансовой политики. Да и деньги-то не свои, бюджетные, свои только дивиденды.

Заметил я ещё такую тенденцию: во многих банках женщинам без проблем выдают кредит, не спрашивая, откуда у них деньги. А вот мужчинам приходится доказывать свою состоятельность, и как они эти деньги получили.

Про валюту. В связи с нынешней нестабильной финансовой ситуацией, если вдруг появятся,  я предпочел бы держать деньги в трёх валютах, а то и в четырёх. К рублю, доллару и евро прибавил бы юань. Пересчитав соотношение рубля, доллара и юаня, получится, что сейчас юань стоит около десяти рублей. Недавно еще был 12. А в ключе внешне дружественных отношений России и Китая, развивающейся двухсторонней торговли, часто думаю: не вернуться ли к работе под заказ, связанной с поставкой стройматериалов и товаров для интерьера из Китая? Ведь та же «европейская» бытовая техника и мебель, произведенная у них, стоит в разы дешевле.

Про первые деньги и путешествия. Первые свои деньги я заработал в стройотряде, в 1977 году. Как сейчас помню, 450 рублей, много по тем временам. И на них мы с женой съездили в Ялту. В сентябре, в самый бархатный сезон! Приятно вспомнить.

Что касается зарубежных путешествий  вообще, то в нынешней политической обстановке – как-то не хочется. Хубсугул вот только мечтаю повидать и порыбачить там. А так – люблю путешествовать по России. Наш Байкал, Алтай, Крым, Дальний Восток. У нас огромная и невероятно красивая страна. Очень люблю Петербург, Москву, Нижний Новгород. Ну и все сибирские города, конечно, гордые и непобедимые.

Если честно, я не завидую тем людям, которые постоянно разъезжают по разным странам: на эти выходные в Ниццу, на следующие – в Париж, через две недели в Мекку куда-нибудь. Это же всё приедается, уже не чувствуешь того восторга и заинтересованности. Всё в меру должно быть.

И поездки должны быть не по тусовочному принципу «погулять-поглазеть», а чтобы потом применить новые знания на родине, как делал сам и требовал от других царь Петр.

Про траты. Самой крупной покупкой для меня было и уже останется приобретение двухъярусной квартиры в Иркутске -  на кровные, честно заработанные  своим трудом архитектора и ГИПа деньги. А так, для души, для себя, часто покупал раньше DVD-диски. В этой самой квартире у меня целая коллекция различных фильмов всех жанров и эпох – большой составной стеллаж от пола до потолка.

Про финансовые и вообще принципы. В детстве отец всегда говорил: «Главное – никогда не жадничай и не завидуй». Стараюсь об этом всегда помнить. Но иногда все еще на несправедливость  слишком остро реагирую, невзирая на лица (и даже не по своим делам) – что, конечно же, не способствует карьерному росту и успешному бизнесу.

Вообще считаю, что человек, а мужчина – всегда – обязан себя уважать. Не «любить» – как это? А именно – уважать.

Но при этом помнить о своих ошибках и стремиться их исправить самому, при жизни, предотвращая, по возможности, будущие проблемы своих близких.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное