Новости

Так ли страшен май для фондового рынка?

Насколько справедлива знаменитая поговорка «Sell in May and go away» для российского рынка акций? Месячная статистика доходности индекса ММВБ с 1997 года сигнализирует, что май действительно один из худших месяцев в году для наших акций. Рассчитаем показатели, на которые обычно ориентируются инвесторы.

Средняя доходность

Анализируя месячные наблюдения за доходностью индекса ММВБ длиною в 20 лет, становится очевидна ярко выраженная сезонность локального фондового рынка. Начало и конец года – традиционно самые прибыльные для инвестиций в акции периоды, рекордсменом является февраль со средней доходностью 5,45%. А вот с началом лета наступает затишье, средняя доходность с мая по август находится в красной зоне. Самым убыточным месяцем для инвесторов в среднем с 1998 года действительно вышел май. Как и в знаменитой поговорке чаще всего в мае лучше продать и уйти, а вернуться уже в сентябре. Иначе, ожидаемые потери за три летних месяца вместе с маем составят 2,69%, причем на май придется 40% от этой величины.


Другой популярный показатель, без которого не обходится ни один инвестор, а в особенности крупные фонды – это волатильность. Большие колебания доходности актива увеличивают риск инвестирования, и соответственно делают вложения менее привлекательными. Крупные хедж-фонды используют коэффициент Шарпа для оценки привлекательности своей деятельности. В знаменателе этого показателя стоит стандартное отклонение доходности актива, соответственно даже имея высокую ожидаемую доходность, инвестиция может быть не привлекательной.


По этому показателю май уступил пальму первенства ноябрю, а сам разделил с августом второе-третье место. Обратимся к месячной разбивке данных. Ноябрь действительно имеет самые сильные колебания, разница между максимальной и минимальной доходностью в этом месяце составила 79%. Однако и рекорд по максимальной доходности принадлежит этому месяцу. Вложившись в начале ноября 1998 года в ММВБ, в конце месяца вы бы имели прибыль 56%. По среднему показателю доходности ноябрь, как можно убедиться из первой диаграммы, также достаточно успешен.

Скорректируем наш показатель риска в соответствии с современными подходами в портфельном управлении. С появлением поведенческих финансов, вышел ряд исследований, в которых утверждалась разница между так называемыми «хорошей» и «плохой» волатильностью. В 2002 годы одна из таких работ удостоилась Нобелевской премии. Суть подхода заключается в том, что инвесторы не боятся получить сверхприбыли, то есть доходность выше средних значений. Негативно воспринимаются только отрицательные «просадки». Волатильность же, которую мы используем как меру риска, учитывает оба отклонения. Скорректируем этот показатель и назовем «плохой» волатильностью.

Видим, что ноябрь закономерно потерял первую строчку и приблизился к средним значениям. Май по-прежнему второй, с небольшим отставанием от августа. Суть нашей поправки – учет только тех отклонений, которые ниже целевого значения доходности, за которое мы взяли «0».

Еще один интересный показатель, по которому май несомненный лидер – число отрицательных месяцев за все время наблюдений. У мая их целых 12. Соответственно доля месяцев с отрицательной доходностью в мае 63%, ближайший преследователь – апрель, может похвастаться всего 52%. Ну и еще несколько интересных фактов. Минимальная доходность для текущего месяца была зафиксирована в мае 1998 года – минус 38%. За последние семь лет, вложив деньги в начале мая, вы только один раз оказались бы в плюсе к концу месяца.

В общем, май – действительно аутсайдер среди остальных месяцев, да и три последующих месяца обычно не сулят сверхдоходов, так что поговорка «Sell in May and go away!» частично оправдана и для российского рынка. Надеемся, что 2017 год будет исключением, ведь с начала года индекс ММВБ уже и так достаточно сильно упал, так что фиксировать, по сути, нечего.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное